Почему инвесторы могут не дождаться бума на рынке электрокаров
Популярность электрокаров стремительно растет, а автопроизводители не боятся ставить себе амбициозные цели. По данным аналитического агентства BloombergNEF, специализирующегося на чистой энергетике, доля электромобилей на авторынке может увеличиться с менее чем 10% от мировых продаж всех машин в 2021 году до 40% к 2030 году. По разным оценкам, это 25–40 млн автомобилей, и все они нуждаются в аккумуляторах. Аналитики инвестфирмы Bernstein считают, что к 2030 году спрос на электромобили вырастет в девять раз, энергопотребление составит 3200 гигаватт-часов (ГВт⋅ч). А аналитическая компания Rystad, специализирующаяся на исследованиях энергии, и вовсе оценивает суммарное электропотребление за аналогичный год в 4000 ГВт⋅ч.
Такие прогнозы объясняют повышенную активность среди производителей аккумуляторов. А 12 августа Китай, локомотив этой индустрии, объявил, что проинвестирует $7,5 млрд в строительство его второго завода по производству аккумуляторов. Однако кажется, что даже такого темпа будет недостаточно. Особенно это касается западных автомобильных компаний, которые в условиях геополитической напряженности отчаянно стремятся уменьшить свою зависимость от Китая. Кроме того, цены на металлы для производства аккумуляторов резко выросли, из-за чего ожидается, что в 2022 году стоимость аккумуляторов заметно вырастет впервые за более чем десятилетие.
В июне BloombergNEF поставило под сомнение свой более ранний прогноз о том, что к 2024 году стоимость покупки и эксплуатации электрокара станет такой же низкой, как у автомобиля, работающего на горючем топливе. Более того, аналитики теперь не особо верят, что подобные прогнозы могут стать реальностью даже к 2035 году. Значит ли это, что бум на рынке электромобилей закончился, формально так не успев начаться?