Материал раздела Основной

Хам, матерщинник, задира. Что заставило главу Ryanair стать благоразумнее

Майкл О’Лири возглавляет лоукостер Ryanair почти 30 лет. За это время он не просто вывел компанию из кризиса, но и превратил ее в европейского лидера авиаперевозок. Об эпатаже, скандальном маркетинге и мнении окружающих — в подборке его высказываний
Фото: Peter Morrison / AP
Фото: Peter Morrison / AP

Про стратегию

Майкл О’Лири пришел в ирландскую авиакомпанию Ryanair в 1987 году и через год получил должность финансового директора. Фирма переживала тяжелые времена, в 1991 году О’Лири придумал, как вывести ее из кризиса — изменить бизнес-модель Ryanair. Он взял за образец американскую компанию Southwest Airlines, которая обрела популярность за счет чрезвычайно низких цен на билеты — их она удерживала за счет отсутствия бизнес-класса и ограниченного числа бесплатных услуг на борту. «Я не знал, что я делаю. Может быть, это и не сработало бы», — вспоминал он. Однако благодаря грамотным действиям руководителя Ryanair стала первой авиакомпанией в Европе, которая предложила пассажирам недорогие тарифы.

В рамках реорганизации бизнеса О’Лири существенно сократил расходы компании. В Ryanair отказались от раздачи бесплатных напитков и еды на борту, сделав эту опцию, как и все дополнительные услуги, платными. Компания унифицировала флот: она заказывает самолеты лишь одной модели — Boeing 737. Это позволяет получить хорошую цену от производителя, сэкономить на обслуживании и обучении персонала. Ryanair также отказалась от 14 маршрутов, оставив пять наиболее популярных, и установила минимальный на тот момент тариф на билет — £59. Люди стояли в очередях по три дня, чтобы купить билеты по такой цене.