Часто приходиться слышать от родителей, что их ребенка затравили в школе. Но всегда ли мы точны в формулировках? Ведь за понятием буллинга стоит совершенно определенная реальность, работать с которой нужно по особым правилам.
Если дети ругаются, дерутся или даже враждуют, а потом мирятся, меняются ролями зачинщика и потерпевшего, то есть взаимодействуют на равных, то это не травля, а конфликты. Ссоры внутри школы происходят неизбежно и не всегда становятся помехой для развития детей и отношений между ними. Подросткам нужно учиться отстаивать собственную точку зрения, договариваться, искать выходы из сложных ситуаций, понимать свои эмоции и управлять ими, чтобы быть способными сопереживать другим, сохранять критичность и действовать разумно в сложных ситуациях. Конфликты как раз в этом помогают.
Чтобы дети извлекали полезный опыт из общения и избегали травматического, нужно научить их эффективному поведению в конфликтной ситуации.
Расскажите им о разных стратегиях поведения: уклонении, соперничестве, приспособлении, сотрудничестве, компромиссе, а также о том, в чем их плюсы и минусы. Например, сотрудничество поможет решить конфликт и построить крепкие дружеские отношения, если все стороны готовы к диалогу. Однако такой подход не сработает, когда оппонент не хочет искать решение, которое устроит всех. Компромисс же стоит применять, если конфликт невозможно решить здесь и сейчас так, чтобы все участники были довольны. Серьезный минус этой стратегии заключается в том, что она не позволяет найти окончательный выход из ситуации, ее можно применить только как промежуточный вариант.
Один из главных инструментов в решении конфликта — диалог, но часто неверно подобранные или истолкованные слова только подливают масла в огонь. Научите ребенка говорить так, чтобы его услышали. Стоит рассказать ему о таких правилах: