«Волчья культура» и море алкоголя: каково работать в Китае — в 5 пунктах
Сотрудники Huawei любят рассказывать историю об основателе и гендиректоре компании Жэнь Чжэнфэйе. Однажды один из топ-менеджеров попросил Чжэнфэя перевести его из штаб-квартиры в Шэньчжэне в пекинский офис, так как он хотел проводить больше времени с женой и детьми, жившими в столице. Чжэнфэй спросил, может ли его семья переехать в Шэньчжэнь. Получив отрицательный ответ, основатель Huawei абсолютно серьезно сказал: «Что же, тогда разводись».
Тяжелый график, строгая иерархия, своеобразные (и даже опасные) корпоративные традиции — многие черты китайской бизнес-культуры могут показаться непривычными. Рассказываем, что нужно учитывать в общении с коллегами из Поднебесной, какие из особенностей работы в местных компаниях, возможно, стоит позаимствовать, а какие не нравятся и самим китайцам.
1. Ненормированный график: от 996 до 007
Если для западных компаний работа по 80–100 часов в неделю скорее исключение, то для китайских компаний, особенно в ИТ-секторе, — привычное дело. Во многих из них работники трудятся по графику 996: с девяти часов утра до девяти вечера шесть дней в неделю. Есть и другие варианты: 8106 (с восьми утра до десяти вечера шесть дней в неделю), 997 (с девяти утра до девяти вечера семь дней в неделю) и даже 007 (с полуночи до полуночи семь дней в неделю — сотрудник должен быть на связи круглосуточно, чтобы взяться за работу по первому требованию руководства). Нагружая подчиненных дополнительной работой, руководители сокращают кадровые расходы и могут в короткие сроки догнать конкурентов (как на внутреннем рынке, так и на мировом). Однако не так давно ситуация начала меняться.