Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 29.07.2022, 11:00

Новая модель потребления: о чем говорят квартальные отчеты ретейлеров

У большинства публичных ретейлеров, уже отчитавшихся за второй квартал, рост выручки оказался ниже уровня продовольственной инфляции. В будущих кварталах розничным сетям придется снижать операционные расходы
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Продовольственные ретейлеры «Магнит» и группы «О'Кей» завершили неделю отчетности за второй квартал 2022 года. В этом году период апрель—июнь были показательным после резкого всплеска потребительской активности в конце февраля-начале марта. На фоне военной спецоперации на Украине и последовавших санкций, россияне, опасаясь дефицита, делали запасы товаров — от гречки и сахара до импортного джина.

Единственным ретейлером, продемонстрировавшим значительный рост чистой розничной выручки стал краснодарский «Магнит»: во втором квартале 2022 года его продажи увеличились на 40% год к году, до 579 млрд руб. (скорректированный показатель, учитывающий приобретенную ранее сеть «Дикси» составил 20,7%). Чистая розничная выручка главного конкурента «Магнита» — X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») — за квартал выросла на 18,6%, до 641,5 млрд руб. У «Ленты» розничные продажи выросли на 18,1%, до 128,7 млрд руб. У группы «О'Кей» аналогичная динамика равнялась 11,5%, до 49,6 млрд руб.

В своей отчетности X5 указывает, что продовольственная инфляция в апреле-июне 2022 года составила 19,5% (в январе-марте — 13,5%). Ретейлер обращает внимание на то, что россияне переходят на «модель бережливого потребления на фоне сокращения реальных доходов». Это привело к тому, что оборот продуктов питания в реальном выражении в апреле и мае снизился на 1,7% и 1,8% год к году соответственно.