Какие семь маркеров сигнализируют о внутреннем кризисе в компании
Согласно модели американского специалиста в области менеджмента и экономики Ларри Грейнера, каждая компания в течение своей жизни неизбежно проходит пять кризисов, связанных с ростом: кризис лидерства, кризис автономии, кризис контроля, кризис границ и кризис доверия.
Если компания успешно справляется с внутренними кризисами, то обретает устойчивость к воздействию внешней среды. Ей становится проще противостоять колебаниям курсов валют, снижению потребительского спроса, разрыву логистических цепочек, повышению стоимости сырья или, наоборот, уверенно отвечать на вызовы по импортозамещению.
К сожалению, надвигающийся кризис очень сложно заметить за операционкой и привычными авралами. Перечислю маркеры, которые помогут это сделать.
1. Проблемы во взаимодействии подразделений
Одним людям доводилось работать в компаниях, где подразделения конкурируют друг с другом, другие слышали о них страшилки. Юридический отдел не в ладах с логистикой и затягивает с договорами. Продажники криво составляют отчеты для отдела маркетинга. Делопроизводитель долго подписывает зарплатные ведомости у руководителя.
Мне не раз доводилось наблюдать, как из-за непродуктивной среды в компании сотрудники больше времени тратят на выяснение отношений, чем собственно на работу. Это неизбежно сказывается на качестве продукта и клиентского сервиса. Компания начинает терять клиентов и партнеров, снижается выручка, а риски кризиса увеличиваются в разы.
2. Тотальный контроль и бюрократия
Сотрудники тратят время не на достижение результатов, а на составление отчетов и подготовку к проверкам. В результате они: