Как компании сокращают расходы на ФОТ — четыре сценария
Прогнозы по ожидаемому спаду российской экономики в 2022 разнятся. В конце апреля ЦБ говорил о снижении ВВП на 8–12,7%. В середине мая SberCIB Investment Research улучшил свой прогноз с 13% до 8%. В то же время, по данным агентства Bloomberg, внутренняя оценка Минфина России предполагает падение на 12%. Экономисты сходятся в одном: экономику России ждет переформатирование.
Рынок труда лихорадит. Если на одну вакансию для «белых воротничков», по данным ЦБ, приходится от трех до девяти претендентов, то на вакансию для рабочего — не больше трех. Если говорить об «офисном» сегменте, то по мартовским данным более трети организаций теряли выручку и клиентов, более 20% компаний сократили или отправили в отпуск сотрудников. Как отмечает hh.ru, до февраля с «напряженностью» на рынке труда сталкивались скорее работодатели, чем кандидаты, а после — ситуация изменилась: конкуренция среди соискателей на открытые позиции выросла на 40%.
При этом несмотря на кризис, часть компаний увеличивает набор персонала: наш апрельский опрос показал, что 33% работодателей планируют сохранить расходы на ФОТ без изменений, и лишь 18% — будут нанимать новых сотрудников.
Мы все переживаем ситуацию такой неопределенности, с которой раньше не сталкивались. Именно поэтому прогнозы о масштабах кризиса, численности высвободившихся кадров и протяженности нестабильного периода, разнятся. Точно ясно одно: компаниям необходимо оперативно снижать затраты и при этом успешно конкурировать. На первый план выходят вопросы:
- Как снизить расходы и при этом сохранить возможность достижения стратегических задач?
- Как добиться гибкости, чтобы быстро наращивать компетенции одной функции при одновременной оптимизации другой?
- Пойти по пути «срезания костов» или сохранения сотрудников и сплоченных команд?
Компании выбирают разные сценарии.
Сценарий № 1: «Резать, не дожидаясь перитонитов»
Самый очевидный и классический подход к «срезанию костов» — оптимизация ФОТ. Ее планируют провести почти половина опрошенных нами руководителей. В первую очередь она будет проводиться за счет сокращения сотрудников и рабочей недели, пересмотра системы компенсаций, отмены премий или снижения их размера. При этом подобная оптимизация естественно приведет к повышению нагрузки на персонал: это признают 65% руководителей.
Кому подойдет: компаниям, которым для выживания необходимо оперативно снизить расходы.
Плюс: экономия в реальном времени, которой компания добьется с большими потерями в составе.
Минусы: растущая нагрузка при не растущей зарплате приведет к снижению мотивации и быстрому выгоранию специалистов. Кроме того, люди, которые станут получать меньше, по всей вероятности, начнут искать варианты подработки на стороне. Все это не может не сказаться на качестве их работы.
Риски: компания, потерявшая часть сотрудников и лишившаяся доверия оставшихся специалистов, в перспективе может проиграть в конкурентной борьбе.