Материал раздела Основной

Каждый пятый сотрудник — скрытый агрессор. Как его нейтрализовать

Работники открыто возмущаются или ворчат по поводу неприятной для себя ситуации, что может раздражать или провоцировать на конфликт. Но более опасны те из них, эмоции которых не очевидны. Почему — разъясняет Марина Велданова (Школа управления «Сколково»)

Как проявляется пассивная агрессия

Встречались ли вам ситуации, когда коллега действует тихой сапой, делая маленькие пакости или незаметно настраивая против вас коллектив? Или, когда ваш подчиненный саботирует задачи, затягивает сроки, дает постоянные обещания и не выполняет их? А как вы реагируете на саркастичных «умников», отпускающих едкие комментарии и обесценивающих других? При этом, по сути, конфликта нет, вред не всегда очевиден, сложно решить — реагировать ли на такое поведение и что делать конкретно.

В единичных случаях такое поведение свойственно каждому из нас, ведь проявление пассивной агрессии в принципе социально приемлемо в нашем обществе. Поэтому время от времени пассивную агрессию используют все. Но, по некоторым экспертным оценкам, примерно каждый пятый сотрудник в компании реализует этот паттерн поведения как основной во взаимодействии с окружающими.

Серьезный фактор риска появления пассивной агрессии в команде — неумение руководителя разбираться в людях. Надо помнить, что пассивный агрессор может представить себя крутым профессионалом, при этом обесценивая людей, которые действительно выполняют свою работу. Это может быстро привести к потере эффективных сотрудников и разрушению команды.

Иногда парадоксальную опасность представляет отсутствие конфликтов в команде. Члены коллектива редко высказывают свое мнение, отмалчиваются, не спорят, не проявляют обычные человеческие чувства — например, усталость или раздражение.

Эмоциональный интеллект: как лучше понимать себя и окружающих
Интенсивы 6 дней

В чем причина пассивно агрессивного поведения