РБК Pro —
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Борис Белоцерковский

«Не папа, а Борис Григорьевич». Стоит ли привлекать детей в свой бизнес

«Лучше не надо», — уверен Борис Белоцерковский, отец пятерых сыновей, владелец компании Uvenco и сети микромаркетов SELF. Но если по каким-то причинам это все же случилось — и родителям, и детям нужно соблюдать ряд жестких правил
Фото: Habib Dadkhah / Unsplash
Фото: Habib Dadkhah / Unsplash

Мировая история знает множество примеров как успехов семейного бизнеса, так и феерических провалов, когда наследники за одно-два поколение губили стабильные известные компании.

По России выводы делать пока рано. Серьезным бизнесом здесь занимается от силы второе поколение. По моим личным наблюдениям — до 70% российских предпринимателей все же стараются не вовлекать близких в управление компанией на высшем уровне. Любым бизнесом должны рулить прежде всего профессионалы. И в 99% случаев это не родственники, а тщательно отобранные люди с рынка либо собственный кадровый резерв.

С детьми тоже лучше не работать. Конечно, они изначальны более лояльны, но они не создавали компанию, у них пониженное чувство ответственности. Российский бизнес — это во многом борьба за существование, а бойцовские качества — не самая сильная сторона детей успешных родителей.

Нежелательное исключение

Словом, дети в бизнесе — это нежелательное исключение.

Единственный вариант, который хоть как-то жизнеспособен, — когда они приходят в компанию родителей ненадолго, на начальных стадиях карьеры, чтобы пощупать, что такое бизнес, и набраться опыта взаимодействия с людьми.

Двое моих старших сыновей, Георгий и Натан, решили поступить именно так.