Рецепт от банкротства: как не потерять бизнес из-за долгов контрагентов
Дебиторская задолженность — это долги контрагентов перед компанией. Она появляется регулярно, если бизнес работает с отсрочкой платежей. Например, вы отгрузили товар в магазин, а оплату за него получаете через 2 недели.
Такая задолженность бывает запланированной (когда отсрочка предусмотрена условиями договора) и просроченной (когда сроки оплаты вышли). Наличие просроченных платежей опасно тем, что у компании может в итоге не хватить средств в обороте, когда придет время закупать новую партию товара, платить зарплату или налоги. Эта ситуация может привести к угрозе закрытия бизнеса.
Решите, когда начать переживать
Практически любую просроченную задолженность стоит считать проблемной. Исключение составляют долги, по которым прошел срок оплаты, — тогда их уже можно признать безнадежными.
Первое, что необходимо предпринять, — это стандартизировать момент, когда задолженность становится просроченной.
Естественно, одного бухгалтерского учета для работы с этим параметром недостаточно: перевод средств, по которому можно судить о возникновении долга со стороны контрагента, мог быть сделан ранее наступления реального срока оплаты. Поэтому к работе с дебиторской задолженностью должны быть подключены как менеджеры, так и финансовые специалисты компании. Также желательно распределить обязанности этих сотрудников при помощи матрицы ответственности.
После стандартизации сроков необходимо проанализировать дебиторскую задолженность, чтобы понять, как и когда с ней работать дальше.
Сортируйте долги
Анализировать дебиторку можно разными способами, однако мы предлагаем остановиться на двух: вертикальном и горизонтальном.