Материал раздела Основной
Существует четыре основных инструмента аналитики и оптимизации бизнес-процессов. У них разные возможности и задачи. Разберем, в каких ситуациях подходит каждый из них.
Традиционный способ анализа бизнес-процессов — это аудит. Специалисты консалтинговых компаний исследуют процессы «вручную» с помощью опросов и непосредственного участия в них. Это классический метод, который используется десятки лет. Его недостаток — трудоемкость. Такое исследование требует много времени и ресурсов, стоит дорого, а результат может быть недостаточно объективным. При ручном сборе «анамнеза» велик риск человеческого фактора: сотрудники могут искажать информацию намеренно или по незнанию.
Такой способ изучения бизнеса был эффективен лет десять назад: процессы были более простыми и менее массовыми. Сегодня распутать клубок из операций внутри крупной компании вручную довольно сложно. Невозможно проверить все варианты выполнения процесса и вывести целостную картину.
Аудит можно применять для точечного анализа немассовых бизнес-процессов на крупном предприятии или для исследования небольшой компании, где большинство процессов не оцифровано.