Материал раздела Основной

Найти и устранить узкие места в бизнес-процессах: 4 инструмента в помощь

В условиях турбулентности все должно работать без сбоев, задержек и лишних затрат. Значит, нужно проверить все бизнес-процессы. Как это сделать и в каких случаях полезен каждый из инструментов проверки, знает Светлана Архипкина («VK Цифровые технологии»)

Существует четыре основных инструмента аналитики и оптимизации бизнес-процессов. У них разные возможности и задачи. Разберем, в каких ситуациях подходит каждый из них.

1. Аудит

Традиционный способ анализа бизнес-процессов — это аудит. Специалисты консалтинговых компаний исследуют процессы «вручную» с помощью опросов и непосредственного участия в них. Это классический метод, который используется десятки лет. Его недостаток — трудоемкость. Такое исследование требует много времени и ресурсов, стоит дорого, а результат может быть недостаточно объективным. При ручном сборе «анамнеза» велик риск человеческого фактора: сотрудники могут искажать информацию намеренно или по незнанию.

Такой способ изучения бизнеса был эффективен лет десять назад: процессы были более простыми и менее массовыми. Сегодня распутать клубок из операций внутри крупной компании вручную довольно сложно. Невозможно проверить все варианты выполнения процесса и вывести целостную картину.

Аудит можно применять для точечного анализа немассовых бизнес-процессов на крупном предприятии или для исследования небольшой компании, где большинство процессов не оцифровано.