Материал раздела Основной
Антон Максименко
Не секрет, что до недавнего времени огромное число талантливых сотрудников в принципе рассматривали для себя работу только в западных компаниях. Демократичный стиль управления, инвестиции в развитие людей, возможность общаться с коллегами из более развитых стран и получить возможность работать в новых географиях — многим российским компаниям было сложно перебить такое предложение.
Сегодня сотрудники западных компаний осознают, что в будущем им придется работать в новых для себя условиях — или из-за ухода этих компаний с российского рынка и необходимости поиска новой работы, или из-за продажи западного бизнеса российским владельцам. Сотрудники боятся, что им будет непросто вписаться в новую для себя корпоративную культуру с другой системой взаимоотношений и способами принятия решений. Постараюсь развеять некоторые их опасения насчет российской корпоративной культуры.
Среди продвинутых специалистов популярно мнение, что во всех западных компаниях руководители придерживаются принципа лидера-служителя. Это значит, что в центре процессов находятся сотрудники, которые создают продукт или услугу, а руководитель лишь обеспечивает нужные условия для работы: ставит задачи и в случае необходимости помогает справиться с трудностями. Это комфортная среда для продуктивной работы, и будущие сотрудники отечественных компаний боятся, что попадут в условия авторитарности или микроменеджмента, а не поддержки, будут простыми исполнителями, а не двигателями перемен.
Что на самом деле. Атмосфера во многих компаниях, оперирующих в России, имеет одновременно черты западных и восточных культур. Сказывается влияние, которое в последние десятилетия оказывали экспаты с той и другой стороны.