Материал раздела Здоровье

Мозг и движение: как мы учимся ходить, танцевать и ездить на велосипеде

Этот материал — часть совместного проекта РБК Pro и лектория «Синхронизация». В нем мы рассказываем важное о здоровье, работе мозга и эмоциях. В видео нейрофизиолог Вячеслав Дубынин объясняет, почему простые действия вроде танца — подвиг для мозга

Произвольные движения запускаются, выбираются и направляются лобной долей. Как они формируются? Скажем, я хочу взять некий предмет. Я до него дотягиваюсь, беру, сгибаю пальцы, тащу к себе. Чтобы схватить этот предмет, как правило, нужно на него смотреть, то есть на зрительном уровне контролировать движение руки. В итоге получается достаточно сложная программа, которая должна учитывать и сигналы к мышцам, и ощущения от кожи, сухожилий, и, конечно, зрительный образ.

Это непростая задача, особенно для маленького ребенка. Когда мы появляемся на свет, наш двигательный арсенал очень мал. Мы даже не можем, например, дотянуться до погремушки. Большинство движений младенца еще не записаны в нейросетях, и они формируются именно за счет того, что возникают на произвольном уровне в лобной коре. Ребенок лежит в кроватке и видит погремушку. Затем запускается довольно спонтанная активность: руки машут во все стороны, но иногда он попадает по погремушке. Лобная кора это фиксирует и стремится повторить движения, которые привели к контакту с игрушкой. Через несколько недель младенец уже уверенно попадает по погремушке, а потом учится ее хватать и тащить к себе. Каждый раз это целый двигательный подвиг.