Включите параноика: как выявить сотрудников, способных навредить компании
Страх пригреть на груди змею есть почти у каждого руководителя. И «змея» не обязательно должна занимать высокий пост — линейный сотрудник тоже может сильно навредить компании. Чтобы уменьшить риски, работодатели идут на разные ухищрения. Есть версия, что популярный прием ценообразования — использовать числа с девяткой на конце, например 1999 руб. вместо 2000, был изобретен в США для контроля продавцов: чтобы дать сдачу в один цент, они были вынуждены открывать кассу, которая еще и звенела, и уже не могли положить деньги себе в карман, не пробив чек.
Сегодня в распоряжении работодателей множество способов проверять потенциальных или имеющихся сотрудников на благонадежность и контролировать их работу — от ручных до высокотехнологичных. Заместитель гендиректора одной из центральных московских библиотек любит прятаться за стеллажами, наблюдая за работой библиотекарей, и время от времени огорошивать их внезапным появлением прямо перед носом. Руководитель известной ИТ-компании установил не только систему слежения на все компьютеры, но и видеокамеры в офисе, отслеживающие, не слишком ли надолго задумался сотрудник. Впрочем, увидев свой дословно расшифрованный комментарий, он разгневался, запретил его публиковать и пригрозил судом — несмотря на пользу для бизнеса, выглядит такой контроль неприглядно. В использовании технических средств для слежки за сотрудниками признались всего четверть (23%) компаний, оказалось также, что о такой практике осведомлены больше трети (36%) сотрудников, опрошенных в марте крупнейшей российской платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. Еще 20% компаний и 30% сотрудников сказали, что не знают, есть ли у них такое, — это вполне может означать, что контроль проходит втихую. Только 67% работодателей, применяющих технические средства контроля, официально уведомили об этом коллективы. Среди работников, которых контролируют при помощи технических средств, об официальном информировании сообщили только 56%. Каждый пятый (21%) сам узнал о введении средств контроля, остальные услышали об этом от коллег, которые столкнулись с таким контролем (18%) либо сами его осуществляют (5%). При всем том работодатели не отказываются от мониторинга: недобросовестные сотрудники явно обходятся им дороже, чем потеря лояльности, считают в 29% опрошенных компаний (так же думает 41% сотрудников). Мы расспросили компании, чем именно они пользуются и какие результаты получают.