Материал раздела Основной

«Гулльклока» и «кварнвик» на $41,9 млрд: как IKEA научилась продавать

15 июня шведский мебельный ретейлер IKEA объявил о сокращении бизнеса и продаже производств в России. Рассказываем, какие шесть маркетинговых приемов помогли сети обрести популярность во всем мире
Фото: Andreas Rentz / Getty Images
Фото: Andreas Rentz / Getty Images

«Как и многие другие, я стал рабом пристрастия к мебели IKEA, — говорит главный герой культовой экранизации «Бойцовского клуба» Чака Паланика, страдающий от бессонницы офисный клерк. — Стоило мне увидеть что-нибудь затейливое, например столик в форме символа инь-ян, я загорался желанием купить его. Личный комплект для офиса «Клипск». Домашний тренажер «Ховетрекк». Или диван «Йоханссен» с зеленой полосатой обивкой «Стринн». Даже светильники «Ризлампе» с абажурами из сохраняющей окружающую среду бумаги. Я листал каталоги, задаваясь вопросом «Какой сервиз может служить характеристикой моей личности?». Я обзавелся всем».

Огромный ассортимент, лаконичная мебель, непонятные (и иногда труднопроизносимые) названия, легендарные каталоги, а еще культовые фрикадельки, бесплатные карандаши в магазинах и большие синие сумки: за 79 лет IKEA превратилась из обычного мебельного ретейлера в набор устойчивых ассоциаций, самую знаменитую шведскую компанию и один из символов Швеции в принципе. Продажи фирмы в 2021 году составили €41,9 млрд, выручка достигла рекордных €25,6 млрд — она остается крупнейшим игроком среди производителей мебели и товаров для дома. И этим IKEA не в последнюю очередь обязана тщательно выверенной маркетинговой стратегии. Вот ее шесть ключевых элементов.