Материал раздела Основной
Претендовать на статус ноу-хау по российскому законодательству могут сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
Другие данные, которые могут относиться к коммерческой тайне лица, например сведения о стратегии развития или маркетинговой политике, как секрет производства под защиту не попадут. Такой перечень действует с 2014 года, когда законодатель внес изменения в формулировки ст. 1465 ГК. Раньше секретом производства признавали сведения любого характера, например производственные, технические, экономические, организационные и др. Частным случаем упоминались сведения в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности.
Помимо этого, законодатель прямо ограничил действие гл. 75 ГК в отношении ряда других сведений. Из правовой охраны исключили сведения, которые нужно обязательно раскрывать либо нельзя ограничивать доступ к ним. Это правило действует независимо от их коммерческой ценности для правообладателя и от того, принимал ли он меры, чтобы сохранить режим конфиденциальности (п. 2 ст. 1465 ГК). Единого перечня информации, которая должна быть общедоступной, в законодательстве нет. Отдельно нормы о ней содержат некоторые федеральные законы. В частности, федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», далее — Закон о коммерческой тайне. Кроме того, законодатель может прописать исключения не только в законах, но и в иных правовых актах (п. 2 ст. 1465 ГК).
Таким образом, для общедоступной информации существует расширительное толкование вплоть до пределов охраняемых законом тех или иных видов тайн. В результате сокращается объем информации, которую можно защищать в рамках правового режима секрета производства.
Впрочем, есть ряд данных, которые однозначно не могут составлять секрет производства (см. «Ограничения для статуса ноу-хау»).
Суды оценивают потенциальную и действительную коммерческую ценность сведений в связи с неизвестностью третьим лицам (п. 1 ст. 1465 ГК). Существует несколько судебных решений, которые необходимо учитывать, чтобы оценить содержательную часть сведений, которые составляют секрет производства.