Материал раздела Основной
Рост Q-commerce (quick commerce, «быстрой коммерции»), в которой доставка приходит за 10–30 минут, — один из глобальных трендов в логистике сейчас. В 2021 году рынок оценивался в $25 млрд. Мировой экономический форум предсказывает, что срочная доставка в рамках этого рынка в ближайшие шесть лет вырастет на 20–40%.
Что касается прибыльности доставки, то она еще до февраля 2022 года была низкой для всех сегментов, кроме лакшери. Но судя по тенденциям, отказываться от нее нельзя, поэтому единственный выход для бизнеса — искать способы снизить себестоимость логистики, например аутсорсинг сверхсрочной доставки на последней миле.
Для понимания: в условиях собственной логистики такая доставка съедает 16–22% от среднего чека. Компании, чтобы держать себестоимость на допустимом уровне и даже снижать ее, прибегают к технологиям распределения заказов на курьеров и маршрутизацию, опирающуюся на предиктивную аналитику данных. Она помогает снижать косты на всей цепочке поставок и наладить успешную доставку last mile. Например, DHL Consulting вложился в разработку ПО, которое пересчитывает данные в реальном времени, оптимизируя процесс доставки и предсказывая сроки. На российском рынке также уже есть технологические решения, которые закладывают в прогноз не только стандартные маршрутные параметры, но и погоду, задержки сборки, возможные возвраты, личные показатели курьеров и десятки других факторов. При этом все маршруты могут пересчитываться несколько раз за минуту, что позволяет более эффективно выстраивать работу курьеров.
Кроме того, чтобы успешно развивать Q-commerce, ретейл вкладывается в микрофулфилмент, где доставка последней мили — одна из самых важных инвестиций. Так уже поступила сеть Walmart в США: результатом стал рост доставки на 20%. Микрофулфилмент в онлайн-торговле помогает бизнесу снижать накладные расходы, он строится на доставке из дарксторов, которые располагаются в районах с большой плотностью населения. Это снижает затраты на транспорт и при этом увеличивает скорость доставки.