РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Александр Костров

Параллельный импорт: какие товары можно ввозить из Турции в обход санкций

Как действовать, чтобы не потерять деньги и не оказаться фигурантом уголовного дела при импорте товаров, рассказывает Александр Костров, генеральный директор компании «Российско-турецкое торговое партнерство»
Фото: Meric Dagli / Unsplash
Фото: Meric Dagli / Unsplash

Турция очень удобна для ввоза товаров с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, а также имеет релевантный опыт экспорта запрещенных товаров из ЕС в Иран. На рынок уже активно выходят посредники, которые, впрочем, не отвечают за результаты переговоров с турецкими компаниями. Есть и другие риски, связанные с непродуманностью до конца механизма параллельного импорта. Не разбираясь в них, можно легко попасть под суд.

Экспорт не растет, импорт стремительно падает

В условиях беспрецедентных санкций против России во внешней торговле страны наблюдается значительная трансформация. До событий февраля 2022 года страны Евросоюза были крупнейшими торговыми партнерами Российской Федерации. В 2021 году внешнеторговый оборот между Евросоюзом и Россией составил €247,8 млрд — на 42,7% больше показателя 2020 года, где на долю импорта из ЕС в Россию приходилось 36%, а на долю экспорта — 64%.

Санкции ЕС привели к возникновению так называемого эффекта ножниц. Начиная с марта по май 2022 года экспорт из России, который представлен преимущественно продукцией ТЭКа, сохранился, а поставки продукции машиностроения (технологический импорт) из стран Евросоюза существенно снизились. Так, согласно данным Der Spiegel, импорт из Германии рухнул в марте на 57,5%, или на €2,5 млрд, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия опустилась с пятого на 12-е место в рейтинге важных для Германии торговых партнеров. По осторожным оценкам ЦБ РФ, по итогам 2022 года импорт упадет на 32–37%. Многие же экономисты ожидают снижение импорта в реальном выражении более 50%.

В связи с этим не случайно, что внимание российского бизнеса сосредоточилось на Турции. Она является связующим звеном между Европой и Россией и сейчас представляется неким спасительным мостиком, который может превратиться в крупнейший транспортный хаб для европейско-российских перевозок. Турция удобна с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, а также имеет релевантный опыт экспорта запрещенных товаров из ЕС в Иран.