Как отыскать финансовые резервы на черный день. Проводим инвентаризацию
Производитель косметики много лет выпускал ряд продуктов силами стороннего завода по давальческой схеме. Решил провести инвентаризацию. Выяснилось, что сотрудники завода:
- хранят упаковку в беспорядке, она намокает, мнется и приходит в негодность;
- не ведут учет компонентов, поступивших на производство, и их срок годности истекает;
- нерационально используют компоненты и упаковку в производстве;
- не контролируют запасы.
Все это приводит к большим потерям и увеличению себестоимости продукции. В кризис инвентаризация особенно нужна — она помогает структурировать информацию об активах и принять решение о том, как использовать их лучшим образом. Например:
- продать скопившийся неликвид и сократить складские площади, а следовательно, затраты на аренду;
- составить наиболее эффективный план производства, расхода запасов, рекламных акций и иных мероприятий, направленных на продвижение бренда и стабильный денежный поток в кризисное время.
Когда без инвентаризации не обойтись
1. При выкупе или продаже имущества, а также передаче его в аренду. В этом случает продавец/арендодатель проводит инвентаризацию и передает описи имущества покупателю/арендатору.
Собственник решил передать компанию в доверительное управление, поэтому инициировал инвентаризацию всех активов и обязательств. В результате обнаружились излишки основных средств — производственные склады, возведенные хозяйственным способом, но не принятые к учету.
2. Перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация активов проводится в четвертом квартале текущего года, а инвентаризация обязательств должна быть закончена к 31 декабря года, за который подготавливается отчетность. Инвентаризация основных средств (ОС) может проводиться раз в три года, а архивных и библиотечных фондов — раз в пять лет.