РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как отыскать финансовые резервы на черный день. Проводим инвентаризацию

Основные задачи компаний в сложное время — грамотно сократить издержки и увеличить финансовые резервы на черный день (а иной раз и создать их). Сделать это поможет инвентаризация. Анна Крысина (группа «Деловой профиль») — о том, как это сделать

Производитель косметики много лет выпускал ряд продуктов силами стороннего завода по давальческой схеме. Решил провести инвентаризацию. Выяснилось, что сотрудники завода:

  • хранят упаковку в беспорядке, она намокает, мнется и приходит в негодность;
  • не ведут учет компонентов, поступивших на производство, и их срок годности истекает;
  • нерационально используют компоненты и упаковку в производстве;
  • не контролируют запасы.

Все это приводит к большим потерям и увеличению себестоимости продукции. В кризис инвентаризация особенно нужна — она помогает структурировать информацию об активах и принять решение о том, как использовать их лучшим образом. Например:

  • продать скопившийся неликвид и сократить складские площади, а следовательно, затраты на аренду;
  • составить наиболее эффективный план производства, расхода запасов, рекламных акций и иных мероприятий, направленных на продвижение бренда и стабильный денежный поток в кризисное время.

Когда без инвентаризации не обойтись

1. При выкупе или продаже имущества, а также передаче его в аренду. В этом случает продавец/арендодатель проводит инвентаризацию и передает описи имущества покупателю/арендатору.

Собственник решил передать компанию в доверительное управление, поэтому инициировал инвентаризацию всех активов и обязательств. В результате обнаружились излишки основных средств — производственные склады, возведенные хозяйственным способом, но не принятые к учету.

2. Перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация активов проводится в четвертом квартале текущего года, а инвентаризация обязательств должна быть закончена к 31 декабря года, за который подготавливается отчетность. Инвентаризация основных средств (ОС) может проводиться раз в три года, а архивных и библиотечных фондов — раз в пять лет.