Продолжить бизнес во Франции: налоги, льготы, программы
Бизнес во Франции вести откровенно сложно. Рынок зрелый, высококонкурентный и в хорошем смысле избалованный. Налоги огромные («социалистические»), контроль за их уплатой серьезный. Работники много требуют, прекрасно знают свои права и не боятся их отстаивать (забастовка по любому поводу — национальная французская забава). Бюрократия сильна, цены высокие. Общение на английском не в почете, для комфортной жизни надо знать язык Мольера хотя бы на среднем уровне.
Означает ли это, что потенциальный переезд во Францию — это вариант «пенсии для толстосумов», а для бизнеса лучше выбрать какой-нибудь восточноевропейский или ближневосточный оазис? Вовсе нет.
Как выйти на французский рынок
Реализуя принцип «У нас нет нефти, но есть идеи», сформулированный в свое время президентом Валери Жискар д’Эстеном, Франция делает ставку на инновационное развитие и активно привлекает технологические компании и стартапы, а также соответствующие кадры. В стране реализован ряд программ, позволяющих на льготных условиях открывать предприятия, получать долгосрочные визы и ВНЖ, привлекать субсидии и инвестиции. В отличие от аналогичных программ во многих других странах французские реально работают и доступны гражданам России даже на фоне текущей геополитической напряженности.
Кроме того, французская локализация дает легкий выход на зрелые западноевропейские рынки с высокой покупательной способностью, а также открывает доступ к системе дотаций и грантов, как национальных французских, так и на уровне ЕС. Ну и, наконец, мировые венчурные капиталисты любят французские стартапы и охотно в них инвестируют (€10,2 млрд инвестиций в 2021 году, рост в 17,7 раза с 2010 года).