Собственники хотят, чтобы компания тратила их деньги с умом и приносила прибыль. Поэтому CFO ежегодно защищает бюджет. Андрей Юдаев и Андрей Тишков, эксперты Odyssey Consulting Group (ранее Columbus East) — о том, на какие вопросы он должен иметь ответы
Защита бюджета — ритуал или инструмент управления компанией
Компании вне зависимости от отрасли и страны пребывания используют разные подходы к формированию бюджета:
- Консервативный подход — планирование от факта. Руководитель подразделения или финансовой службы отталкивается от показателей предыдущего периода и закладывает рост выручки в соответствии с трендом последних лет, а к примеру, постоянные расходы корректирует на величину инфляции и рост курса валют. При таком подходе бюджет напоминает скорректированный слепок компании.
- Проактивный подход — руководитель подразделения или финансовой службы планирует бюджет от показателей, к которым стремится компания, в том числе от финансовых. При этом он декомпозирует глобальные цели до конкретных действий, которые необходимо выполнить для их достижения. Проактивный подход подразумевает бизнес-планирование, в ходе которого просчитываются возможные сценарии: варианты развития рынков, макроэкономической ситуации, стоимости внутренних процессов компании. Менеджмент получает инструмент для управления бюджетом.
Процесс защиты бюджета определяется подходом, который использует компания.
- При консервативном подходе к бюджетированию финансовый директор собирает данные от всех подразделений, а потом, отчет за отчетом, обосновывает результаты предыдущего периода и ожидаемые показатели на следующий. В этом случае защита бюджета превращается в обыкновенную презентацию и проходит по принципу «у нас есть традиция собираться каждый год и смотреть, что будет в следующем».