РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Успех по Фрейду: как ларек с хот-догами стал фастфуд-империей McDonald's

Несколько десятилетий McDonald's удается удерживать положение лидера мирового рынка общепита. Но началась история сети с попытки заработать, одного провального проекта и зацикленности на эффективности. Вот как развивалась стратегия легендарного фастфуда
Фото: Joe Raedle / Getty Images
Фото: Joe Raedle / Getty Images

«Когда я сюда пришла, у меня просто глаза на лоб полезли — здесь такая красота, и здесь я даже не знаю, что выбрать, куда мне сесть, что мне взять. Ну, в общем, я довольна», — делилась впечатлениями с телекорреспондентом юная посетительница первого ресторана McDonald’s в Москве 30 января 1990 года, в день открытия. Внутри — толпы, снаружи — гигантская очередь, огибающая Пушкинскую площадь.

Фото:Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Эти кадры облетели СМИ и соцсети, после того как компания сначала объявила о «приостановке деятельности» в России в начале марта этого года, а потом и об окончательном уходе с рынка 16 мая. За 32 года работы сеть открыла 850 ресторанов. «Место McDonald's в России, конечно же, никто не займет, так как аналогичного по сложности и системе бизнеса в России ни у кого сейчас просто нет», — написал в нашумевшем посте основатель «Теремка» Михаил Гончаров в ответ тем, кто увидел в уходе компании возможности для отечественного бизнеса. И, действительно, с какой бы критикой и проблемами не сталкивалась McDonald's на протяжении своей долгой истории, отобрать пальму первенства у нее пока не удалось ни одной другой конкурирующей сети, а бренд остается одним из самых узнаваемых в мире. Вот как компании удалось превратиться из небольшой закусочной в Калифорнии в гигантскую корпорацию c 40 тыс. ресторанов во всем мире (данные на март 2022 года) и годовой выручкой, превышающей $23 млрд.