Опубликовано 01.06.2022, 09:22
Громкий уход McDonald’s из России спровоцировал много слухов и домыслов касательно того, кто станет «преемником» знаменитой американской сети, а бумаги компании бурно реагировали на новости касательно бизнеса в России, но все равно возвращались выше уровня долгосрочного восходящего тренда.
Надо отметить, что более 90% глобальных ресторанов американской сети управляются по франшизам, однако в России на лицензиатов приходилось всего 16%, около 135 точек из 847. Поэтому уход компании способен увеличить долю ресторанов, управляемых по франшизе, что может положительно повлиять на операционную маржу в условиях растущих издержек. Эффект, вероятно, будет заметен начиная с третьего квартала, не раньше закрытия сделки по продаже активов в России. Кроме того, согласно сообщениям российских СМИ, компания могла сохранить право выкупить активы в будущем. Тем более что генеральный директор сети Крис Кемчински явно решил уйти, не захлопывая дверь, написав в своем обращении на русском «до новой встречи».
Но кроме российского рынка остается еще более 80 стран, где компания развивается за счет франшиз. Географически можно выделить следующие сегменты: США, управляемые по франшизам зарубежные рынки (IOM), где головная компания, как правило, выступает как арендодатель, и зарубежные лицензионные рынки (IDL), где лицензиат, как правило, сам инвестирует в недвижимость. В IOM входят Австралия, Канада, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания, Великобритания, Украина и ранее Россия. К IDL относятся около 80 прочих стран.
Сегодня американская сеть продолжит развиваться за счет открытия новых точек. На 2022 год запланировано открытие 400–500 ресторанов в США в IOM и 1300 ресторанов в IDL, при этом фокус в IDL остается на Китае, где планы компании по развитию могут быть замедлены продолжающимися локдаунами.