Материал раздела Основной

Почему Google и Apple так ценят «озорные» функции своих продуктов

Очки Стива Джобса в меню iPhone, кривой текст в поисковике Google и отсылки других продуктов к популярным фильмам — не просто озорство разработчиков. За подобными шутками, или пасхалками, скрывается целая стратегия. Вот в чем она помогает компаниям
Фото: Isaac Brekken / Getty Images
Фото: Isaac Brekken / Getty Images

Вы когда-нибудь читали полностью текст пользовательского соглашения? В сервисе для создания сайтов WordPress, клиентами которого являются Администрация президента США и Disney, считают, что те, кто дочитал текст до конца, заслужили награду. Документ представляет собой стандартный бесконечный список юридических терминов, но в разделе 14, посвященном отказу от ответственности, скрывается сюрприз. Среди слов о гарантиях и ненарушении авторских прав есть короткая странная фраза: «Вот небольшая награда за то, что вы читаете это». Перейдя по ссылке, пользователь попадает на страницу с изображением аппетитной грудинки по-техасски (блюдо американской кухни, барбекю из мраморной говядины. — РБК Pro). Полюбовавшись на аппетитное блюдо и сделав небольшой перерыв в изучении документов, можно переходить к материалам о юрисдикциях и правам, регулирующим отношения сторон.

Наткнуться на так называемую пасхалку (секрет или шутку, спрятанную в компьютерной игре, фильме, программном обеспечении или книге. — РБК Pro) — это не то же самое, что увидеть забавную рекламу или подписаться на юмористический аккаунт в социальных сетях. Пасхалка похожа на неожиданное добродушное подмигивание автора, а не специально придуманное развлечение. Мэтью Лакиер и Даниэль Фогель из Университета Ватерлоо в Канаде перечислили несколько мотивов, которые побуждают компании использовать пасхалки в программном обеспечении. Например, с их помощью фирмы пытаются удовлетворить любопытство пользователей, обратить внимание на разработчиков и привлечь сотрудников. Но самое главное то, что пасхалки — это забавно.