Опубликовано 17.05.2022, 10:52
В последние полтора года акции Alibaba, как и весь китайский технологический сектор, находились под существенным давлением. На данный момент они торгуются на 75% ниже исторического максимума, достигнутого осенью 2020 года, а последний раз акции были на таких уровнях в 2016 году, когда выручка Alibaba была почти в 5,5 раза меньше, чем в прошедшем году.
Такой слабый перформанс, конечно, связан с тем, что за этот срок Alibaba столкнулась с максимально возможным спектром проблем. Сначала это было регуляторное давление, включая срыв IPO финансового подразделения Ant Group с его последующей трансформацией и рекордный штраф в $2,8 млрд. Затем в стране начала увеличиваться конкуренция со стороны JD.com и Pinduoduo.
В последние кварталы к этому добавилась и общая слабость китайской экономики. На фоне продолжающейся политики нулевой терпимости к коронавирусу китайское правительство продолжает прибегать к локдаунам, из-за чего во втором квартале рост ВВП в стране, динамика которого сильно коррелирует с изменением объемов онлайн-торговли, может составить лишь около 2,1% год к году.
Однако сейчас ситуация с данными проблемами постепенно меняется к лучшему. На фоне рисков для ослабления экономики правительство Китая может пересмотреть свое отношение к крупным технологическим компаниям и их регулированию. В конце апреля политбюро подтвердило амбициозный план по росту ВВП на 5,5% в 2022 году, хотя текущие прогнозы аналитиков находятся в диапазоне 4–4,5%.
По данным СМИ, для достижения своего таргета политбюро планирует использовать фискальные и монетарные стимулы. В отличие от большинства развитых стран у Китая сейчас нет проблем с инфляцией, что дает пространство для стимулирования экономики. Также в пресс-релизе намекалось на возможность ослабления регуляторного давления на технологические компании, так как они в условиях локдаунов имеют хорошие шансы стать локомотивом роста экономики.
При этом даже в условиях замедляющихся темпов роста экономики Alibaba показывала неплохие темпы роста бизнеса. По итогам третьего финансового квартала (три месяца с окончанием в декабре 2021 года) компания увеличила выручку на 10% год к году относительно высокой базы 2020 года. В частности, выручка крупнейшего для Alibaba сегмента китайского e-commerce выросла на 7% год к году.