Опубликовано 18.05.2022, 13:39
Российская стартап-экосистема активно развивается больше десяти лет. Наши проекты становились «единорогами», пусть и в иностранных юрисдикциях. Кроме того, в них активно вкладывали деньги зарубежные инвесторы.
Кризис 2020 года пережили больше 70% стартапов, и теперь им предстоит пройти кризис 2022 года.
Несмотря на текущую ситуацию, критерии, помогающие определить, где создавать стартап, практически не изменились.
Если работать на российскую аудиторию, не рассматривая выход на глобальный рынок даже в долгосрочной перспективе, и продавать продукт или услугу, а также заниматься производством здесь, то уезжать нет смысла. Но нужно ответить на вопрос: будет ли в России сейчас спрос на то, что вы делаете? Насколько это нужно потребителю и готов ли он платить ту цену, которую вы укажете?
Например, «железо», софт и различные сервисы для внутреннего рынка сейчас очень актуальны. На них с высокой вероятностью спрос будет огромным, потому что в условиях санкций и складывающейся из-за них ситуации в разных отраслях потребность в импортозамещении растет сумасшедшими темпами. Главное — увидеть, где именно сейчас есть возможности для стартапов.