Материал раздела Основной
Инфляция вернулась. Слово, которое, как многие думали, ушло в прошлое еще в начале 1980-х вместе с пергидрольно-белым цветом волос и тренчкотами, замаячило в отчетности компаний в первом квартале нынешнего года. Виной тому ряд наложившихся друг на друга обстоятельств, включая события на Украине, продовольственный кризис, нарушение логистических цепочек и напряженную ситуацию на рынке труда. По данным FactSet, с декабря по март тема инфляции затрагивалась в отчетах о прибылях и убытках почти 75% компаний из индекса S&P 500.
В развитых странах темп роста отпускных цен достиг максимума за последние 40 лет, поэтому беспокоиться есть о чем. По словам финансового директора французского автопроизводителя Renault Тьерри Пьетона, изначально в компании ожидали, что цены на сырье уже в этом году увеличатся вдвое. Однако теперь он думает, что цены вырастут в три раза. Илон Маск сказал, что поставщики требуют повышения цен на комплектующие для электромобилей на 20–30% по сравнению с прошлым годом. В других компаниях говорят о пятикратном увеличении стоимости контейнерных перевозок между Европой и Азией, нехватке водителей грузовиков в США и конкуренции буквально за все: от кукурузного сиропа и кофейных зерен до лития.
В такое нестабильное время возрастают риски недооценки инфляционных процессов. Чтобы оценить их масштаб, достаточно взглянуть на Netflix, пытающуюся поднимать цены в разгар чрезвычайно дорогостоящей конкурентной борьбы в индустрии потокового вещания. Тем не менее, в целом некоторые из наиболее известных международных компаний пока справляются с задачей повышения цен. В течение нескольких лет им понемногу удавалось поднимать их, не отпугивая клиентов. Но как долго они смогут делать это дальше — один из наиболее актуальных вопросов для бизнеса.