РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Экс-глава eBay и Hewlett-Packard: «Бежать надо на пожар, а не от пожара»

Мег Уитмен превратила eBay в гиганта e-commerce и успешно вывела из кризиса Hewlett-Packard, однако богатый опыт не помог добиться успеха с собственным стартапом. О промахах, амбициях в политике и спасении безнадежного проекта — в подборке ее цитат
Фото: Kevork Djansezian / Getty Images
Фото: Kevork Djansezian / Getty Images

Про ошибки и решительность

Мег Уитмен пригласили занять должность гендиректора eBay в феврале 1998 года. На тот момент компания существовала на рынке всего три года, в ней работали около 30 человек, а интерфейс представлял из себя нечто вроде черно-белой доски объявлений. Уитмен же возглавляла одно из подразделений производителя игрушек Hasbro, где руководила 600 сотрудниками. Поэтому она долго не решалась перейти в компанию с годовой выручкой около $5 млн (выручка же Hasbro за 1997 год составила $3,2 млрд). Однако сама идея платформы, где покупатели и продавцы из разных уголков планеты могли бы найти друг друга, в итоге очаровала Уитмен, и она приняла предложение. Уже в сентябре 1998 года Уитмен успешно вывела компанию на биржу. «Инвесторы не сразу поверили в нашу теорию, что мир по большей части населен честными людьми. Им казалось, что разумный человек не отправит деньги незнакомцу, рассчитывая получить от него товар», — вспоминает она.

Однако компания только вставала на ноги, и у нее было много проблем. Так, летом 1999 года из-за наплыва трафика сайт eBay «лежал» 22 часа. Тогда Уитмен приехала в офис ночью и фактически поселилась там с разработчиками на три месяца. Для того чтобы такой проблемы больше не возникало, Уитмен приняла дополнительные меры. Она разделила товары на сайте на категории, увеличила штат сотрудников. Затем она завела традицию устраивать ежегодную встречу лучших продавцов. Кроме того, всех сотрудников обязали регулярно продавать или покупать что-то на eBay, чтобы оценивать эффективность работы компании на собственном опыте. Сама Уитмен тоже распродавала содержимое зимнего домика семьи в Колорадо, общалась в чатах, мониторила отзывы и рейтинги продавцов. Так она видела, находили ли идеи компании отклик у пользователей. «Не все задумки срабатывают. Смысл в том, чтобы вовремя признать неудачу, переосмыслить стратегию, минимизировать ущерб», — уверена она.