Вы хотите заполучить товарный знак покинувшего РФ бренда: как это сделать
Арбитражный суд Кировской области 2 марта отказался присудить компенсацию иностранной компании за нарушение ее интеллектуальных прав со ссылкой на ее «недружественное» происхождение (№ А28-11930/2021).
Предприниматели получили сигнал
«Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» подало в суд иск к индивидуальному предпринимателю Кожевникову И.В. Компания потребовала взыскать с него компенсацию за нарушение ее исключительных прав на товарные знаки № 1212958, № 1224441 и компенсацию за нарушение исключительных прав на произведения изобразительного искусства — рисунки «Свинка Пеппа» и «Папа Свин».
Суд установил, что «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед» зарегистрировано и ведет деятельность на территории Великобритании. Это одна из стран, которая ввела в отношении России санкции в связи с событиями на Украине. Суд учел это и расценил действия «Энтертеймент Уан ЮКей Лимитед», как злоупотребление правом и отказал в иске.
Правительство распоряжением от 05.03.2022 № 430-р утвердило целый список иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении России, российских юридических лиц и физических лиц. В список вошли в том числе США, страны Евросоюза, Великобритания, Япония, Корея. Из этих стран происходят многие крупные компании-производители: Apple, Amazon, Procter & Gamble, Coca-Cola, PepsiCo, Google, Philip Morris International, Walt Disney, Microsoft, Ford, Unilever PLC.
Помимо этого, правительство издало Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым утверждены меры по защите граждан РФ и экономического сектора в условиях недружественных действий иностранных государств. В частности, правительство наделило себя правом в 2022 году выбирать товары (группы товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса РФ о защите исключительных прав, в том числе в части прав на товарные знаки.
Сложив вместе эти обстоятельства, многие предприниматели решили, что интеллектуальные права иностранцев в России более не охраняются, и начали действовать, руководствуясь стратегией «Ждать нельзя, регистрировать!». Некоторые даже не стали вдаваться в детали о том, происходит ли правообладатель из дружественной страны или нет.
Есть ли у иностранных брендов повод беспокоиться
Если заглянуть в реестр заявок, поданных на регистрацию товарных знаков, то можно найти множество обозначений, которые в точности копируют всем нам хорошо известные бренды: Coca-Cola, Starbucks, Visa, McDonald’s, Dr Pepper.
Зарегистрирует ли Роспатент тождественный товарный знак для той же деятельности? Для ответа обратимся к действующему законодательству.