РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Что мы будем есть? Каковы угрозы рынку продовольствия в новых реалиях

Казалось, что Россия научилась обеспечивать себя хлебом и мясом. Однако санкции обнажили одну из самых острых проблем продуктового рынка. Инна Гольфанд (Strategy Partners) — о том, как производители еды справляются с дефицитом удобрений, упаковки и сырья
Фото: Dan Gold / Unsplash
Фото: Dan Gold / Unsplash

Россия была глубоко интегрирована в мировую торговлю. Поэтому текущие проблемы с санкциями и логистикой ведут к росту затрат российских производителей питания, а иногда и к необходимости пересмотра ассортимента.

Наиболее зависимыми от импорта сегодня остаются такие группы товаров:

  • фрукты и орехи,
  • чай, кофе,
  • детское питание.

Последнее — самый уязвимый сегмент: он на 81% состоит из импорта из «недружественных» стран. В долгосрочной перспективе это означает, что при сохранении санкций стране нужно будет строить свои заводы по детскому питанию и расширять существующие производства. В краткосрочной и среднесрочной перспективах остается лишь искать возможности в сфере логистики.

В то же время почти все фрукты и орехи, а также чай и кофе привозят из стран Южной Америки, Турции и Азии. А значит, эти группы продуктов не пропадут с полок магазинов. Можно отметить, что они несколько более подвержены инфляции. Однако, несмотря на волатильность курса рубля, сейчас его значения уже вернулись к показателям уровня «до 24 февраля». Рост цен в таких условиях возможен только из-за увеличения стоимости логистики. Но она составляет не такую большую долю в себестоимости.

В зоне риска также находятся концентраты соков и премиальные корма для домашних животных, поскольку частично их ввозят из европейских стран. В части концентратов для соков российские производители могут найти новых поставщиков в странах Южной Америки и СНГ. Для замены премиальных кормов для домашних животных — заключить соглашения с партнерами из Азии. Такая переориентация уже началась. Сегодня большинство дистрибьюторов ищут альтернативы в поставках.