Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью
Exit-интервью, или интервью «на выходе» (после подачи заявления об увольнении), не способно удержать сотрудника, поскольку он уже, как правило, принял решение об уходе и, возможно, подписал контракт о новой работе.
Однако, проведя опрос персонала раньше, работодатель может удержать его и, более того, повысить продуктивность работы и уровень вовлеченности. Это позволит компаниям сэкономить колоссальные ресурсы, ведь давно установлено, что текучесть персонала стоит дорого.
Практика проведения удерживающего интервью становится более распространенной. Stay-интервью предполагает беседу руководителя с сотрудником, направленную на выявление причин, способных вызвать его уход, а также факторов, которые могут помочь предотвратить увольнение.
Проводить беседу должен руководитель, потому что именно он в первую очередь отвечает за благополучие сотрудника, каждый день общается с ним и направляет его действия. Неслучайно одной из наиболее частых причин увольнения становятся непрофессиональные действия со стороны начальника. Представляем два кейса.
Кейс № 1. Компания «Свеза»
Вячеслав Шахов, менеджер по подбору и адаптации персонала производственной компании «Свеза» (Санкт-Петербург)
«Наш персонал делится на две категории — специалисты и рабочие производства. Мы проводим stay-интервью со всеми. На начальной стадии проекта мы практиковали беседу только со специалистами, спустя два месяца поняли, что эта тактика актуальна и применима и для рабочих, а главное, приносит пользу нам.
На практике используется один бланк вопросов для обеих категорий сотрудников, состоящий из десяти вопросов, разница лишь в формулировках, поскольку эти группы работников имеют разный соцпакет, уровень оплаты труда, компенсационные составляющие. Мы используем ряд ключевых вопросов.
- Что может заставить вас уйти из нашей компании? Ответ на этот вопрос позволяет выявить факторы и барьеры, которые причиняют дискомфорт сотруднику. Если работник хочет уйти из компании и уже рассматривает другие предложения, то, задав данный вопрос, можно узнать причину возможного увольнения и удержать человека.
- Чему бы вы хотели научиться в компании? У нас существуют различные возможности для обучения персонала. Если сотрудник готов учиться, его не устраивают компетенции и знания, мы пойдем навстречу — предложим разные специализации. Например, некоторые женщины работают физически, а мужчины — за компьютером. На вышеобозначенный вопрос сотрудницы зачастую отвечают, что хотят стать операторами. В данном случае мы можем закрыть эту вакансию за счет внутренних ресурсов и готовы организовать обучение сотрудника этой профессии.
В ходе интервью также можно использовать следующие вопросы: