РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Четыре примера реверсивной логистики и какие преимущества можно упустить

Что такое реверсивная логистика, как она вписывается в цепочку поставок, как ее расширить и улучшить, в чем выгода и какие преимущества она дает компании — рассказывает эксперт ИД «Гребенников»
Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Реверсивная (обратная) логистика — это любая часть логистического процесса, когда товары или услуги перемещаются из пункта, который в обычном канале доставки является их конечным пунктом назначения (адресом клиента), обратно к месту их происхождения (или в некоторых случаях в третье место).

Реверсивная логистика включает в себя работу, которая выполняется после доставки продукта клиенту. Например, для пивоварни доставка бочонков в рестораны станет частью процесса прямой логистики. Изъятие пустых бочонков из ресторанов и доставка их обратно на пивоварню — это реверсивная логистика.

Другим примером могут быть возвращенные товары в электронной коммерции. Реверсивная логистика может обеспечить долгосрочный успех и повысить ценность компании для клиента на протяжении всего его жизненного цикла (CLF — Customer Lifecycle), предполагающего прохождение различных этапов: от привлечения до совершения повторных продаж. Например, при покупке нового автомобиля дилер дает клиенту график сервисного обслуживания, в котором указано, в какие сроки следует представить автомобиль для технического осмотра с выявлением возможных дефектов, необходимости ремонта или замены отдельных деталей.

Как реверсивная логистика вписывается в логистическую цепочку

Конкретные этапы различаются в зависимости от бизнеса, но в целом обратная логистика, как уже упоминалось, обычно является частью любой логистической цепочки поставок, которая управляет движением материальных потоков от клиента обратно к продавцу или третьим лицам. Прямая логистика включает в себя производство продуктов, их доставку и все шаги, которые компании необходимо предпринять, чтобы продукт попал в руки клиента, поэтому непосредственно влияет на доход.

Обратные логистические операции напрямую не коррелируют с доходом для многих предприятий, поэтому их часто упускают из виду, но совершенствование процесса обратной логистики может помочь компании при создании базы постоянных клиентов.

Подумайте, насколько важен плавный процесс возврата. В ходе опроса, проведенного компанией Invesp, 92% покупателей в сфере электронной коммерции заявили, что совершили бы повторную покупку, если бы процесс возврата товара был легким. Отношения компании с клиентом не заканчиваются на доставке, они длятся гораздо дальше.

Примеры реверсивной логистики

Даже если реверсивная логистика не используется в компании ежедневно, она может понадобиться в любой момент. Рассмотрим примеры, которые показывают выгоду обратной логистики.