РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Кого и как будут наказывать за исполнение западных санкций

Чтобы нивелировать эффект от санкций и удержать иностранный бизнес в РФ, законодатели решили внести правки в ст. 201 УК РФ. Об изменениях и что они означают для бизнеса — на 15 вопросов по теме отвечает Дарья Константинова (АБ «Забейда и партнеры»)

Вопрос 1. В чем суть вопроса?

7 апреля 2022 года в Госдуму РФ был направлен законопроект, которым предлагается внести изменения в ст. 201 Уголовного кодекса РФ (злоупотребления полномочиями), дополнив ее еще одним квалифицирующим признаком.

Часть 2 ст. 201 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «То же деяние, совершенное в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации либо повлекшие тяжкие последствия».

Вопрос 2. За что установлена ответственность по ст. 201 УК РФ?

Статья 201 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Вопрос 3. Какое наказание будет предусмотрено для данного преступления по новому квалифицирующему признаку?

В пояснительной записке к законопроекту указано, что за такое деяние планируется назначать:

  • штраф в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового;
  • либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Вопрос 4. Каким образом будут возбуждать уголовные дела по ч. 2 ст. 201 УК РФ? Нужно ли для этого заявление потерпевшего?

Нет, уголовные дела, возбуждаемые по ч. 2 ст. 201 УК РФ, являются делами публичного обвинения. Это означает, что для возбуждения уголовного дела по данной норме дознавателю/следователю необходимо одно из оснований, предусмотренных в ст. 140 УПК (основания для возбуждения уголовного дела). Например, основанием может стать полученное из различных источников сообщение о совершенном или готовящемся преступлении или направление прокурором соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Вопрос 5. Кого могут привлечь к ответственности по ст. 201 УК РФ?

Привлечь к ответственности могут лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лиц, выполняющих организационного-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации (директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, руководитель общественного объединения и т.п.).

Также стоит учитывать, что за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 201 УК РФ, к уголовной ответственности могут быть привлечены и лица, не занимающие руководящие должности, но каким-либо образом способствующие его совершению. Виды соучастия и их определения изложены в ответе на вопрос № 9.

Вопрос 6. Что означает «злоупотребление полномочиями»?

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.06.2021 № 21, под злоупотреблением полномочий в ст. 201 УК РФ понимают совершение лицом, выполняющим управленческие функции, действий, которые входят в круг его полномочий, если для их совершения отсутствовали обязательные условия или основания (например, совершает сделку без необходимого для этого согласия).

Вопрос 7. Что понимается под существенным вредом в ст. 201 УК РФ?

Причинением существенного вреда, например, будет считаться, если из-за злоупотребления полномочиями произошла приостановка деятельности организации, была подорвана ее деловая репутация или оказывалось воспрепятствование другим лицам в реализации своих конституционных прав.

При этом формулировки, используемые в ст. 201 УК РФ, являются достаточно общими, и правоохранительные органы нередко пользуются данной уязвимостью на практике, квалифицируя законные действия руководителя организации как злоупотребления полномочиями.

Вопрос 8. Кто будет нести ответственность, если иностранная головная организация приняла решение о прекращении деятельности филиала/дочерней организации, находящейся на территории России, с целью исполнения санкционных мер?

За исполнение распоряжения головной организации, которое является незаконным с точки зрения законов РФ, будет отвечать руководящий состав организации, находящейся на территории России, в случае, если они выполнят эти указания.

Кроме того, в указанном случае лица из иностранной головной организации, которые издали приказ о прекращении деятельности на территории России с целью исполнения ограничительных мер в отношении РФ, и юристы, способствующие рекомендациями/консультациями/советами о том, как прекращать деятельность организации, также могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 201 УК РФ в качестве подстрекателей, пособников или организаторов. Однако будут ли в действительности возбуждать уголовные дела в отношении указанных лиц — покажет судебная практика.

Вопрос 9. В чем отличие между подстрекателем, пособником и организатором?

Определения данным терминам даны в ст. 33 УК РФ. Так, например:

  • подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом;
  • пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления и др.;

  • организатором признается лицо, организовавшее преступление или руководившее его исполнением.,>

Вопрос 10. Если компания, находящаяся на территории РФ, решит исполнять ограничительные меры, установленные иностранной коммерческой организацией, а не государством, то будут ли эти действия считаться преступлением, попадающим под действие предложенной редакции ч. 2 ст. 201 УК РФ?

Нет, для квалификации деяния по данной норме обязательным условием является исполнение решений, изданных именно иностранным государством, союзом иностранных государств, международными организациями (ООН, ВТО и др.), а не коммерческими организациями.

Однако можно предположить, что правоохранительные органы могут привязать введенные ограничительные меры зарубежной коммерческой организацией к исполнению санкций, установленных иностранным государством, что также может быть приравнено к предлагаемому в законопроекте преступному деянию.

Вопрос 11. При каких обстоятельствах возникают уголовно-правовые риски в связи с изменениями в ст. 201 УК РФ?

Как уже было отмечено выше, уголовно-правовые риски в связи с предлагаемыми изменениями возникают для лиц, выполняющих управленческие функции в организации. Так, например, данное лицо может быть привлечено к ответственности по измененной ч. 2 ст. 201 УК РФ, если, не имея на то экономических обоснований, с целью исполнения санкционных требований иностранных государств, организация прекратит сотрудничество с российской компанией, попадающей под санкции, что повлечет существенный вред правам и законными интересам граждан или этой организации.

Также риск быть привлеченным к уголовной ответственности возникает в случае, если директор/совет директоров с целью исполнения требований санкций примет решение о прекращении деятельности организации, находящейся на территории РФ, и увольнении сотрудников, что повлечет существенный вред правам и законным интересам граждан или иные негативные последствия.

Однако стоит отметить, что для наступления уголовной ответственности по измененной ч. 2 ст. 201 УК РФ правоохранительным органам необходимо предоставить доказательства того, что указанные действия осуществлялись именно с целью исполнения мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, которые были наложены иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией, а не по иным (экономическим) причинам.

Вопрос 12. Как будет доказываться факт того, что решение принято с целью исполнения санкций?

Доказательствами в подобных случаях могут являться, например, показания сотрудников организации о том, что они слышали переговоры руководителей или руководители непосредственно сообщали им, что будут поддерживать санкции; решение головной организации о прекращении деятельности на территории РФ, где будет указано, что данное распоряжение вынесено с целью исполнения санкционных мер в отношении Российской Федерации и т.п.

Также доказательствами наличия умысла могут являться телефонные переговоры, переписка с иностранным собственником или внутренние распоряжения, изданные российским офисом.

Вопрос 13. Есть ли риск возбуждения уголовного дела, если иностранный поставщик товара с целью соблюдения санкционных ограничений, введенных его страной, не будет напрямую исполнять обязательства по договору в отношении российской организации, которая попадает под действие санкций, однако исполнит их через третьих лиц?

Так как в указанном случае обязательства перед российской организацией будут исполнены, хотя и опосредованно, нельзя сказать, что ей будет причинен существенный вред, поэтому в данных действиях не усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ.

Если же в случае проверки контролирующие органы обнаружат факт неисполнения обязательств по договору напрямую, не исключается возможность возбуждения уголовного дела в отношении руководства компании-поставщика. В подобных случаях необходимо будет доказать, что существенный вред российской компании не был причинен, так как обязательства были исполнены через третье лицо.

Вопрос 14. Если иностранный учредитель организации, находящейся на территории России, с целью исполнения санкций, введенных недружественным государством, даст указание генеральному директору не продавать товар российской компании и последний исполнит данный приказ, будут ли указанные действия подпадать под действие предлагаемой ч. 2 ст. 201 УК РФ?

При описанных обстоятельствах возбуждение уголовного дела возможно. В данном случае правоохранительным органам необходимо будет доказать причинение указанными действиями существенного вреда российской организации. Например, если сотрудничество между организациями велось продолжительное время или если у генерального директора нет полномочий отказывать в продаже продукции без мотивировки такого решения, а фактическая мотивировка (с целью исполнения санкций) будет являться противозаконной в Российской Федерации.

Вопрос 15. Что делать, если закон вступит в силу в тот момент, когда организация фактически начала исполнять распоряжения о приостановке или прекращении деятельности?

Необходимо немедленно прекратить исполнение такого распоряжения, о чем вынести соответствующее решение и уведомить об этом персонал. Однако если экономические обстоятельства не позволяют вести бизнес дальше, после детального подтверждения таких обстоятельств принять решение об оптимизации процессов или о ликвидации компании, если отсутствуют признаки банкротства.