Как следить за долгами контрагентов и не стать банкротом
Давайте разберемся, что такое задолженность со стороны дебиторов и можно ли что-то предпринять, чтобы предотвратить появление долговых обязательств со стороны партнеров, клиентов и иных контрагентов.
Срочная, просроченная, безнадежная
Для грамотного управления дебиторской задолженностью необходима ее классификация по ключевым управленческим характеристикам.
По причине возникновения выделяют:
- задолженность со стороны прямых клиентов (покупателей услуг). Чаще всего возникает из-за предоставления отсрочки по оплате товара, льготного периода по процентной ставке, лизинговых платежей, некоторых видов товарного кредита и т.д.;
- задолженность со стороны дочерних организаций компании. Обычно связана с расчетами между компаниями и предприятиями внутри корпорации;
- задолженность, связанная с управлением корпоративным капиталом: взносы учредителей и акционеров в уставный капитал предприятия в форме ООО, ПАО или ЗАО;
- задолженность, возникающая при авансировании контрагентов путем предоставления субсидий для приобретения товаров или услуг в качестве дополнения к ранее приобретенным основным товарам или услугам. Например, на покупку запчастей — для уже купленной автомототехники.
По длительности погашения дебиторскую задолженность разделяют на:
- краткосрочную — до 12 месяцев;
- долгосрочную — более 12 месяцев.
Необходимо отметить, что классификация по срокам имеет первостепенное значение при планировании финансовых потоков компании. В частности, рост количества долгосрочных платежей со стороны партнеров или контрагентов в общем объеме дебиторской задолженности — это сигнал о необходимости принятия экстренных мер по возврату накопившихся долгов.