Александра Фомина («Сотби») рассказывает, как составить бизнес-план по выводу компании из кризиса, почему это потребуется, даже если не удастся его исполнить, и как ответить на вопрос, что лучше — спасти бизнес или обанкротить компанию
Шаг первый: составить бизнес-план
Универсальный бизнес-план составить невозможно: нужно учитывать структуру бизнеса, отраслевую принадлежность компании, причины ее пребывания в кризисном состоянии и др. Но при планировании любых антикризисных мероприятий желательно отразить в плане следующее:
1. Детальную информацию об активах организации, их реальном составе и ликвидности. Активы — это имущество, имущественные права, репутация, устойчивые деловые связи. Такая информация свидетельствует о цели сохранения организации и показывает намерение исполнить взятые на себя обязательства.
2. Ясную информацию об источниках и способах привлечения финансовых ресурсов. Это может быть:
- финансирование участниками/акционерами в целях пополнения оборотных средств или увеличения объемов производства (продаж), а также докапитализация на иные нужды;
- привлечение кредитных средств на льготных условиях;
- наличие действующих договоров с платежеспособными клиентами;
- возможность получения финансовой либо иной поддержки от государства;
- предоставления поручительств и финансовых гарантий участниками/акционерами должника и др.
3. Алгоритм расчетов с кредиторами организации, позволяющий одновременно с погашением долгов вести полноценную хозяйственную деятельность, то есть реально исполнимый график погашения задолженности. При составлении подобной «дорожной карты» необходимо провести переговоры с кредиторами о возможной отсрочке, реструктуризации долга и зафиксировать результат в протоколе встречи.
4. Перераспределение расходной части бюджета организации на исполнение обязательств.