РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Культура потребления как в 2015-м: 3 неявных плюса блокировки Instagram*

Статистика в «запретных» соцсетях падает, VPN не спасает. Бизнес осваивает новые площадки. Дарья Осипова, эксперт по коммуникациям, руководитель PR-агентства «Люди», рассказала, как бренды должны поменять коммуникацию с клиентами, чтобы не растерять их
Фото: Fred Prouser / Reuters
Фото: Fred Prouser / Reuters

«Конец эпохи», «великое переселение народов» — как только не называют пользователи интернета блокировку сети Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России. — РБК Pro) на территории РФ.

С 14 марта 2022-го блогеры судорожно «переезжают» в другие социальные сети, мотивируя свою аудиторию подписываться на новые аккаунты. Однако лишь небольшая ее часть последовала за своими кумирами. Так, конверсия перехода подписчиков в Telegram у Ольги Бузовой составила всего 3,4%, у Егора Крида — 2,7%, а у Елены Блиновской — 2,3%.

Какие социальные связи формирует Instagram*

Изначально эта соцсеть создавалась как приложение для обмена фотографиями. Она развивалась с 2010 года и приобрела широкую популярность.

Сервис позволял превращать снимки низкого качества в профессиональные, применяя фильтры и инструменты для обработки фото и т.п. Этот факт стал одной из причин того, что из обычного фотоприложения Instagram* превратился в гламурную социальную сеть, «заточенную» на показ роскошного образа жизни. Селебрити и блогеры демонстрировали совершенные формы тела, брендовую одежду, дорогие авто и украшения, идеальные отношения и сверхэффективность.

Хрестоматийный пример популярного блогера: мама с тремя детьми, которая успевает все. Идеальная чистота в доме, внешний вид, бизнес, а то и не один. Это порождало у многих пользователей комплекс неполноценности, а также желание быть похожими на своих кумиров.

Instagram* был важной площадкой продвижения для любого бизнеса, а некоторые небольшие проекты и вовсе продвигались только там. Но помимо этого площадку активно использовали эксперты и инфобизнесмены для продажи курсов по быстрому заработку и целеполаганию. И в последнее время в этой нише начала ощущаться пресыщенность рынка.

Блокировка соцсети в каком-то смысле вывела аудиторию из «царства гламура» и заставила взглянуть на мир вокруг себя. Часть пользователей хотя и остаются в соцсети, но статистика ухудшается, а VPN не спасает.

Культура потребления контента

Большинство пользователей привыкли получать информацию в Instagram*, пролистывая сторис. Эта поведенческая характеристика сформировалась не сразу, но со временем для многих стала чуть ли не единственным источником информации из этой соцсети (а для кого-то — и в целом). Особенность алгоритмов, обилие визуала буквально затягивали. Аудитория с пристальным вниманием следила за каждым шагом своих кумиров, прислушивалась к их мнению и т.п.