Материал раздела Основной

Какая стратегия поможет компании стать лидером после рецессии

Исследователи из Гарварда и Университета Мельбурна проанализировали действия компаний во время рецессий 1980, 1990 и 2000 годов и выяснили, какая бизнес-стратегия оказалась наиболее эффективной. Их выводы остаются актуальными и в нынешний кризис
Фото: Dean Mouhtaropoulos / Getty Images
Фото: Dean Mouhtaropoulos / Getty Images

Отрывок из статьи Ранджея Гулати, Нитина Нориа и Франца Вольгезогена «Как вырваться из рецессии». Опубликована в книге «Организационная устойчивость», издательство «Альпина Паблишер».

Компании, которые с наибольшей вероятностью обгонят конкурентов после рецессии, можно назвать прагматичными, если опираться на определение этого термина, данное Уильямом Джеймсом: «Установка не обращать внимания на то, что приходит в голову в первую очередь, принципы, «категории», предполагаемые нужды; и обращать на то, что приходит в последнюю очередь, плоды, последствия, факты». Гендиректора прагматичных компаний осознают, что без сокращения расходов не пережить рецессию, что инвестиции важны для стимулирования роста и что нужно одновременно заниматься этими двумя вещами, если они хотят, чтобы их компании вышли в лидеры после рецессии.

Кажется, что применить комбинированную стратегию легко: немного нападения, немного защиты, и — вуаля! — вы победитель. Если бы это было так просто! Обычно компании совмещают три защитных подхода: сокращают число сотрудников, повышают операционную эффективность либо делают и то и другое — с тремя наступательными: развивают новые рынки, инвестируют в новые активы либо делают и то и другое. Это дает девять возможных комбинаций, одни из которых оказываются эффективнее других.

Одна из этих комбинаций обеспечивает наибольшую вероятность стать победителем после рецессии, и именно ее используют прогрессивные компании. Они выборочно применяют защитные меры, урезают расходы в основном за счет повышения операционной эффективности, а не увольнения сотрудников (по сравнению с другими компаниями аналогичного размера). А вот их стратегии нападения всеобъемлющи. Они ищут новые возможности для бизнеса, инвестируя гораздо больше, чем конкуренты, в НИОКР и маркетинг, а также вкладывая средства в такие активы, как заводы и оборудование. Из всех групп, рассмотренных в нашем исследовании, они демонстрируют самые высокие темпы роста продаж и прибылей после рецессии. Важно понять, почему компании, применяющие такую комбинацию, получают после кризиса столь хорошие результаты.