Материал раздела Основной
Григорий Григорьев
Комитет постоянных представителей стран ЕС в Брюсселе (COREPER) 8 апреля ввел новый, уже пятый пакет санкций против России. Он включает широкий спектр мер в отношении российского грузового транспорта, в частности будет закрыт доступ судов, идущих под российским флагом, в порты ЕС. По данным Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ), в морском транспортном флоте, контролируемом российскими судовладельцами, 62% тоннажа приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами.
Однако доставка морем в направлении России через европейские порты затруднена. Госорганы ужесточили не только контроль документов, но ввели дополнительные проверочные процедуры — досмотры, просвет на рентген-установках (ИДК). В результате этого, по оценке специалистов нашей компании, в портах Северной Европы застряло около 10 тыс. TEU (аналог 20-футового контейнера, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), а время простоя увеличилось в среднем на 35% по сравнению с периодом до февраля 2022 года. Это сказывается на поставках из Китая — основного торгового партнера России. Около 80% перевозок из Китая выполнялись морским транспортом, большее 60% из них — через порты Европы. Большинство получателей в России находится в ее европейской части, поэтому доставка морем в порты Балтийского бассейна и далее автотранспортом или контейнерными поездами в западную часть России долгое время оценивалось как самая экономически обоснованная.
Сегодня этот путь перестает быть интересным. Нужно рассматривать альтернативы, причем желательно сухопутные. Основной объем морских перевозок завязан на международных перевозчиков, таких как Maersk, MSC, CMA CGM, ONE LINE. Все эти перевозчики в настоящий момент отказываются от работы на маршрутах в Россию. А сервис многочисленных китайских морских операторов пока ограничен по вместимости судов на маршрутах в порты Дальнего Востока и географии отправок из портов Китая.
Какие есть альтернативы морским перевозкам?
Возможности автоперевозки из Китая существенно ограничены мощностями международных автомобильных пограничных переходов Китай — Россия. Самый крупный из них Маньчжурия — Забайкальск пропускает около 100 машин в день в обоих направлениях, остальные (Суйфэнхэ — Пограничный, Дуннин — Полтавка, Хуньчунь — Краскино) — около 40 машин в день.