Материал раздела Основной
Марат Самарский и Артем Елистратов

Европейское небо закрыто для России. Кто выиграет от этой авиаблокады

Авиаотрасль оказалась в спирали санкций. Россия ответила на закрытие неба для своих судов зеркально. Отечественные и европейские компании страдают. Марат Самарский и Артем Елистратов из юридической фирмы BGP Litigation — о том, кто от этого выигрывает
Фото: David McNew / Getty Images
Фото: David McNew / Getty Images

В конце февраля российский президент Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР. Украина и Молдавия в тот же день приняли решение закрыть для России свои воздушные пространства, а Белоруссия — ограничить полеты. В следующие три дня свое небо закрыли страны Евросоюза, Канада, Исландия, Албания, Северная Македония, Швейцария, Черногория, Великобритания и США.

Россия пошла на ответные меры. Росавиация с 24 февраля закрыла аэропорты южной и центральной части России и открыла снова лишь спустя месяц. Кроме того, ведомство ограничило полеты авиаперевозчиков из 36 государств. Они могут попасть на российскую территорию только по специальному разрешению, выданному Росавиацией или МИДом.

Немного позднее из-за проблем, связанных с ужесточением валютного регулирования в Российской Федерации и трудностей с проведением платежей, возник вопрос о переводе прав и обязанностей по договору лизинга с зарубежного лизингодателя на лизингодателя-контрагента из числа «дружественных» стран азиатского региона.

Лизинговая отрасль в заложниках

Мировая лизинговая отрасль и до нынешних событий переживала не самые лучшие времена из-за снижения объема воздушных перевозок во время пандемии коронавируса и невозможности проводить регулярные платежи по договорам лизинга, а теперь и вовсе стала заложницей ситуации. Риск банкротства ее игроков сейчас осязаем.