Материал раздела Основной

Кризис в квадрате: чем рецессия 2022 года отличается от всех других

В прошлые годы рецессии сменялись периодами восстановления экономики. Но кризис 2022 года уникален: он наложился на спад после пандемии. Российская экономика вошла в него с двузначными темпами инфляции. Что это значит для FMCG, разбирает Nielsen IQ

Российские ретейлеры сегодня вынуждены иметь дело не только со знакомыми сложностями, но и с новой геополитической ситуацией, изменением структуры рынка труда, сужением ассортимента вследствие сокращения импорта и другими факторами.

76% россиян считают, что кризис уже наступил

Все перечисленные процессы не остались незамеченными и для российского покупателя: в настоящий момент 76% россиян считают, что экономика страны находится в кризисе. Вместе с тем на примере предыдущих рецессий заметно, что пик потребительской реакции на кризис наступает с задержкой в несколько месяцев. Так происходило и ранее: в 2015 и 2020 годах сопоставимые оценки среди потребителей равнялись 88-89%.

Как следствие, можно прогнозировать, что в последующие кварталы 2022 года количество тех, кто оценивает сложившуюся экономическую ситуацию как рецессию, вырастет. Уже сейчас многие потребители ожидают в 2022 году ухудшения условий жизни и эскалации экономического кризиса: на фоне волатильности национальной валюты доля таких респондентов составляет 52% и 43% соответственно.