Цепочки поставок нарушились еще в пандемию, но антироссийские санкции полностью изменили картину на рынке. Логистическим компаниям придется кардинально перестраивать многие процессы. Бауыржан Рустемов, CEO Relog, — о том, какие есть варианты
Фото: David McNew / Getty Images
Логистические компании отреагировали на санкции в отношении России по разному:
- закрылись из-за невозможности перестроить бизнес. Так поступили небольшие специализированные игроки, которые работали на «последней миле» — управляли поставкой импортной продукции до заказчиков в России;
- приостановили работу, до тех пор пока ситуация не прояснится. ЕС запретил российским судам заходить в свои порты, а автотранспортным операторам — пересекать границу. Авиасообщение также полностью прекращено. Однако кризис поставок электроники и бытовой техники, продуктов питания, узкопрофильного оборудования затронул не только потоки из «недружественных стран». Есть проблемы с доставкой товаров и из других регионов, например — Африки. По сути, затронута вся глобальная система международной логистики. Поэтому реакция «замри» и ожидание отката санкций многим кажется единственно верной стратегией;
- борются за выживание. Активные игроки сфокусировали внимание на оптимизации расходов. Это подразумевает жесткий контроль рентабельности при планировании перевозки грузов, и в первую очередь более тщательный анализ маршрутов доставки. Компании консолидируют заявки на региональных складах-хабах и доставляют большие партии товара, но реже. Это логичное решение в условиях, когда количество заявок на перевозки внутри страны сильно упало (в сегменте b2c — примерно в два раза). Кроме того, компании тщательнее комплектуют грузы, что увеличивает сроки доставки, но без этого невозможно добиться рентабельности. Ряд игроков внедряют системы планирования, чтобы избежать неполной загрузки в обратную дорогу. Не все заказчики довольны изменениями, поэтому логистическим компаниям приходится проявлять гибкость, договариваться и предлагать бонусы.