РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как отправить работников в простой — инструкция

Основной плюс в введении простоя для работодателя в том, что на этот период зарплату сотрудникам можно выплачивать в меньшем размере. Как это сделать и нюансы каких ситуаций нужно при этом учесть — поясняет эксперт сервиса «Актион Кадры и HR»
Фото: Ian Gavan / Getty Images
Фото: Ian Gavan / Getty Images

Простой — временная приостановка работы по экономическим, техническим или организационным причинам (ч. 3 ст. 72.2 ТК). Поэтому простой можно объявить, если работы в организации приостановлены по экономическим, техническим или организационным причинам. При этом в простой можно отправить любых сотрудников организации, ограничений закон не устанавливает.

Основной плюс в введении простоя для работодателя в том, что на этот период зарплату сотрудникам можно выплачивать в меньшем размере. Конкретные суммы будут зависеть от причин простоя. Возможны два варианта: простой по вине работодателя или простой по независящим от работодателя и работника причинам.

Если сотрудники из-за специфики своей работы не могут исполнять трудовые обязанности удаленно из дома, то можно ввести простой по независящим от сторон причинам. Например, в простой придется отправить уборщиков, электриков, водителей и другой обслуживающий персонал.

Закон не требует заранее предупреждать сотрудников о введении в организации простоя. Чтобы ввести простой, издайте приказ по организации о продолжительности простоя и его оплате.

Сотрудников, в отношении которых действует приказ о введении простоя, ознакомьте с приказом под подпись. Максимальный срок, на который можно объявить простой, законом не ограничен.

Так как простой связан с причиной, которая не зависит от организации и сотрудника, оплатите его в размере не меньшем, чем 2/3 его тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Например, если простой составил 14 дней, две трети заплатите только за эти дни, а за все остальное время оплачивайте по полному окладу (ч. 2 ст. 157 ТК).

Ситуация 1. Каких сотрудников нельзя отправить в простой в период кризисной ситуации

В простой можно отправить любых сотрудников. Простой — временная приостановка работы по экономическим, техническим или организационным причинам (ч. 3 ст. 72.2 ТК). Поэтому если работы в организации приостановлены по экономическим, техническим или организационным причинам, то вы можете объявить простой. При этом в простой можно отправить любых сотрудников организации, ограничений закон не устанавливает.

Чтобы ввести простой, издайте приказ по организации о продолжительности простоя и его оплате. Сотрудников, в отношении которых действует приказ о введении простоя, ознакомьте с приказом под подпись.

Если простой связан с причиной, которая не зависит от организации и сотрудника, оплатите его в размере не меньшем, чем 2/3 его тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Например, если простой составил 14 дней, две трети заплатите только за эти дни, а за все остальное время оплачивайте по полному окладу. Такие правила установлены ч. 2 ст. 157 ТК.

Ситуация 2. На какой максимальный срок можно объявить простой при кризисной ситуации

Простой можно объявить на любой срок. В законе не предусмотрены ограничения по количеству простоев в течение определенного периода времени, а также по их продолжительности (ст. 157 ТК). Главное, чтобы у работодателя были объективные основания на каждый случай введения простоя. То есть простой не использовался бы как фиктивный способ снижения оплаты труда, когда сотрудники по факту продолжают работу на обычных условиях.

Напомним, что под простоем следует понимать любую приостановку работы как отдельного сотрудника, так и всей организации по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК).

Ситуация 3. За сколько нужно предупреждать сотрудников о простое в связи с кризисной ситуацией