Как взять финансы компании под контроль: антикризисный гайд
Шаг № 1. Составляем платежный календарь
Первое, с чего необходимо начать, — это спланировать движение денег по счетам компании на ближайшие два-три месяца. В этом поможет платежный календарь — свод запланированных поступлений и выплат, расписанный по дням. Эта таблица помогает, во-первых, контролировать своевременное поступление денег от клиентов, а во-вторых, заранее показывает возможные кассовые разрывы, чтобы у вас было время на разработку плана Б.
Если у вас в компании платежный календарь пока не ведется — воспользуйтесь готовым шаблоном.
Все, что нужно, — ежедневно или еженедельно вносить в специальную форму информацию по ожидаемым поступлениям и выплатам. Шаблон автоматически распределит их по календарному графику и сформирует наглядный отчет.
Если у вас пока не введены «платежные» дни — самое время это сделать. Выберите пару дней на неделе, например вторник и четверг, и только в эти дни и в определенные часы проводите оплаты по согласованным счетам. Это сэкономит вам (или сотруднику, отвечающему за платежи) массу времени и параллельно дисциплинирует команду, которая будет согласовывать счета на оплату заранее, а не в последний момент.
Шаг № 2. Достигаем новых договоренностей с поставщиками и пересматриваем условия для клиентов
Если у вас производство — оцените запасы сырья и материалов и рассчитайте, на какой период вам их хватит, если зарубежные поставщики прекратят отгрузки. Если есть возможность — пополните складские запасы, чтобы обеспечить загрузку производственных мощностей на ближайшее время.
Свяжитесь с зарубежными поставщиками и обсудите дальнейшее сотрудничество, расскажите о ваших планах закупок. Если ваш банк больше не может обслуживать зарубежные контракты, срочно открывайте дополнительные счета и уведомляйте партнеров о сроках перевода контрактов в новый банк. Банк рекомендую выбирать из перечня системно значимых, по данным ЦБ РФ, с учетом санкционных ограничений. Важно, чтобы у банка была возможность обслуживать международные договоры.
Начните поиск альтернативных зарубежных и локальных поставщиков. С помощью финансовой модели рассчитайте, на сколько необходимо поднять цены для ваших покупателей из-за роста курса валют и удлинения логистических цепочек, чтобы с учетом расходов на маркетинг, персонал и других обязательных затрат работать хотя бы в ноль.