Материал раздела Основной
Михаил Дымшиц
Многие из ушедших или уходящих с российского рынка западных компаний были весьма заметны в своих сегментах, занимая в них двузначные доли. У многих есть и свои производства в России, которые вели активную маркетинговую деятельность. На сегодняшний день последствия этих решений практически не заметны нигде, кроме ретейла и общественного питания. Но это инерция, которая угаснет в ближайшие недели.
Ключевой проблемой на российском рынке станет разрушение цепей поставок сырья, комплектующих и запчастей для оборудования. В разных секторах такие проблемы будут иметь разную выраженность. Но, к сожалению, сегодня никто не может рассчитывать на отсутствие подобных проблем.
Даже при условно благоприятном исходе в решении конкретной проблемы с заменой сырья или комплектующих производитель тем не менее столкнется с изменением качества выпускаемых продуктов и/или характеристик упаковки. И даже если эти изменения будут не критичны по отношению к основным характеристикам предложения, но при этом будут замечены потребителями, это вызовет подрыв доверия к брендам (в том числе из-за одновременного присутствия на рынке различных версий одного товара) и пробные покупки у конкурентов.
И хотя подобные перетекания от бренда к бренду являются стандартной ситуацией, в этот раз они могут привести к существенному изменению предпочтений. Связано это с тем, что кроме дрейфа характеристик продукции в России неизбежно падение покупательной способности. Пока оно малозаметно, но в складывающейся ситуации неизбежно.