Материал раздела Основной
Михаил Дымшиц

Как изменится потребитель и маркетинг в России в 2022 году

Российский маркетинг вступил во II квартал 2022 года в условиях беспрецедентных санкций от главных торговых партнеров. Сотни крупных компаний ушли с рынка или ограничили свою работу. Эксперт-маркетолог Михаил Дымшиц — о том, как это повлияет на отрасль
Фото: Fiona Goodall / Getty Images
Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Многие из ушедших или уходящих с российского рынка западных компаний были весьма заметны в своих сегментах, занимая в них двузначные доли. У многих есть и свои производства в России, которые вели активную маркетинговую деятельность. На сегодняшний день последствия этих решений практически не заметны нигде, кроме ретейла и общественного питания. Но это инерция, которая угаснет в ближайшие недели.

Перестройка качества и миграция потребителей

Ключевой проблемой на российском рынке станет разрушение цепей поставок сырья, комплектующих и запчастей для оборудования. В разных секторах такие проблемы будут иметь разную выраженность. Но, к сожалению, сегодня никто не может рассчитывать на отсутствие подобных проблем.

Даже при условно благоприятном исходе в решении конкретной проблемы с заменой сырья или комплектующих производитель тем не менее столкнется с изменением качества выпускаемых продуктов и/или характеристик упаковки. И даже если эти изменения будут не критичны по отношению к основным характеристикам предложения, но при этом будут замечены потребителями, это вызовет подрыв доверия к брендам (в том числе из-за одновременного присутствия на рынке различных версий одного товара) и пробные покупки у конкурентов.

И хотя подобные перетекания от бренда к бренду являются стандартной ситуацией, в этот раз они могут привести к существенному изменению предпочтений. Связано это с тем, что кроме дрейфа характеристик продукции в России неизбежно падение покупательной способности. Пока оно малозаметно, но в складывающейся ситуации неизбежно.