РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Как Toyota потеряла $4 млрд во время Великой рецессии. Но сохранила людей

В основе корпоративной культуры Toyota лежит документ «Дао Toyota 2001», который формирует пять основных принципов компании. Что это за принципы и как компания следовала им даже во время Великой рецессии, когда потеряла $4 млрд, — в книге Джеффри Лайкера
Фото: Junko Kimura / Getty Images
Фото: Junko Kimura / Getty Images

РБК Pro публикует отрывок из второго издания книги Джеффри Лайкера «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента», издана «Теории и Практики».

Философия Toyota

На протяжении почти всего существования Toyota ее сотрудники никогда не задумывались и не говорили о каком-то особенном дао. Это был просто установившийся порядок вещей на одном из японских предприятий, которое специализировалось на проектировании и выпуске автомобилей для своей страны. Для многих компания была первым и последним местом работы. С самого начала и до выхода на пенсию сотрудники буквально жили в духе Toyota и не видели веских причин документировать теорию, лежащую в основе культуры компании. Однако все начало меняться по мере того, как Toyota становилась производителем мирового уровня. Фудзио Тё, бывший в тот момент первым президентом завода в Джорджтауне, штат Кентукки, понял, что ему нужно как-то объяснять принципы дао Toyota людям из других стран, профессиональный рост которых происходил за пределами компании. Став президентом Toyota в 1999 году, он возглавил работу по документированию и обучению дао Toyota.

Две основы системы дао — уважение к людям и непрерывное совершенствование — зиждутся на фундаменте из пяти базовых принципов.

Кайдзен

Кайдзен можно считать своего рода мандатом на постоянную работу над улучшениями. В наши дни концепция кайдзен уже широко известна. Однако большинство людей неправильно понимают ее суть. Очень часто дело ограничивается созданием специальной команды, реализующей проект по конкретным улучшениям. Иногда при необходимости последующих изменений в компаниях организуются недельные мероприятия в формате кайдзен, чтобы сгенерировать побольше новых идей. В Toyota кайдзен — это не набор проектов или мероприятий, это способ, которым люди в компании достигают своих целей на основе научного мышления и постоянного использования циклов PDCA Деминга («планируй — делай — проверяй — воздействуй»).

Генти генбуцу, или «идите и смотрите, чтобы научиться»