Материал раздела Основной
Виктория Рахимова
Зарубежные компании друг за другом приостанавливают сотрудничество и торговые отношения с Россией. Например, финская компания Kesko прекращает закупку российских продуктов и экспорт своего товара: продуктов питания, товаров для дома, строительных материалов — в РФ. Встал на паузу экспорт зерна, потому что крупные иностранные покупатели отменяют тендеры на пшеницу. Объемы закупки российской нефти тоже временно сокращаются: зарубежные компании опасаются, что появятся новые санкции, которые запретят импорт из РФ или ограничат расчеты с российскими контрагентами через иностранные банки.
Согласно данным консалтинговой компании Energy Aspects, санкции привели к тому, что почти для 70% экспортируемой российской нефти сейчас нужно искать новых покупателей. Это связано с тем, что ключевыми направлениями экспорта в европейской части были Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Финляндия, Литва, Греция, Румыния, Болгария и Турция. В Финляндии и Швеции уже ищут замену российской нефти, в Индии тоже. Правда, аналоги сейчас в разы дороже.
Но проблема для экспорта сейчас не только в том, что некоторые страны отказываются работать с Россией — есть логистические сложности. Во-первых, авиадоставка в Европу перекрыта, потому что ЕС закрыл небо для российских самолетов. Россия, в свою очередь, сделала то же самое для перевозчиков ЕС. Во-вторых, морская логистика на паузе: крупнейший мировой оператор Maersk сообщил о приостановке работы с Россией. К концу апреля он намерен доставить последние грузы — это около 50 тыс. контейнеров. Второй ведущий оператор, MSC, также остановил работу с Россией. Кроме этих компаний контейнерные перевозки перестали совершать Ocean Network Express и Hapag Lloyd. Но пока есть альтернативы: например, китайские операторы, которые не заявляли о блокаде российского экспорта. Скорее всего, именно они будут забирать наши грузы в портах, а для доставки товаров в Россию использовать спецпоезда через территорию РФ или Казахстана.