Материал раздела Основной

Почему России трудно больше продавать в Китае

В КНР лояльны к российским маркам как никогда: в китайских соцсетях им формируют позитивный образ. Но продвигать наши бренды там проще не стало. О том, каковы перспективы российских товаров и услуг в Китае, — Эдуард Войтенко (Baikal Communications Group)
Фото: Aleksandar Pasaric / Pexels
Фото: Aleksandar Pasaric / Pexels

Экспорт в Китай — для российского крупного бизнеса направление не новое. То, что востребовано в КНР из нашей продукции в энергетической сфере, в оборонной, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности — уже давно успешно там продается. Но для несырьевого российского экспорта перспективы развития на рынке КНР имеют некоторую специфику.

По большому счету, вопросы дальнейшего экспорта российских товаров и услуг в Китай — те же, что и в случае с другими развитыми странами:

  • Что Россия будет экспортировать?
  • Будет ли это востребовано?
  • Открыт ли рынок для российской продукции?

Прежде всего в настоящее время у России есть много возможностей для продажи продукции высокой степени переработки. Условно говоря, если раньше в Китай вывозили необработанный лес, то сегодня выгодно экспортировать бумагу. В последние дни можно найти много новостей о переориентации российских ЦБК на экспорт в Китай. Это связано с растущей стоимостью электроэнергии в КНР и государственными мерами по ограничению использования электричества в промышленности. В России, напротив, во множестве регионов электричества в избытке.

Но говоря о российских промышленных гигантах, важно понимать: их выход на рынок Китая связан не с политикой «поворота на восток» и даже не с последними ограничениями в сотрудничестве с Западом, а просто с рыночными возможностями.