РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Обманчивая грандиозность: что погубило пионера экспресс-доставки из 90-х

Американский первопроходец рынка экспресс-доставки продуктов Webvan — один из самых ярких стартапов эпохи доткомов. Но из-за ряда ошибок он также вошел в число самых громких провалов того времени
Фото: Tim Boyle / Getty Images
Фото: Tim Boyle / Getty Images

Популярность сервисов доставки продуктов резко взлетела во время пандемии 2020 года, когда из-за локдаунов люди часто не могли покинуть дома и опасались лишний раз появляться в супермаркетах. Но сама идея такого бизнеса возникла намного раньше. Еще в эпоху доткомов (период с 1995 по 2001 год, когда происходил необоснованный резкий рост стоимости акций интернет-компаний. Кульминация кризиса пришлась на 10 марта 2000 года. — РБК Pro) в США появился многообещающий стартап Webvan. Это был один из первых сервисов заказа продуктов через интернет. Идея на тот момент казалась революционной. Клиенты могли выбрать товар на сайте, сделать заказ буквально одним кликом мыши и получить продукты на дом в течение 30 минут.

Основатель Webvan был уверен, что развитие интернета позволит компании захватить рынок, оборот которого, по оценкам консалтинговой фирмы Jupiter Communications, составлял около $450 млрд. Однако в итоге Webvan потеряла более $800 млн и в 2001 году объявила о банкротстве, став одной из крупнейших жертв краха доткомов.