Материал раздела Основной
Виталий Начаркин

Ближе к земле: как импортеру товаров из Китая в Россию обойти санкции

Морские перевозки товаров из Китая начали дорожать еще в пандемию, санкции все усугубили. Импортерам товаров теперь приходится искать и новых партнеров, и маршруты. Виталий Начаркин, основатель маркетплейса GFC, — о том, по какому пути может пойти импорт
Фото: Stephen Chernin / Getty Images
Фото: Stephen Chernin / Getty Images

Китай сегодня остается не только дружественной для России страной, отказавшейся накладывать на нее санкции, но и главным торговым партнером. По доле в российском товарообороте он занимает первое место. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, в 2021 году товарооборот России и Китая достиг рекордных $146,88 млрд, увеличившись на 35,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, а по итогам первых двух месяцев 2022 года он вырос на 38,5%, до $26,4 млрд. Согласно данным ФТС России за январь—ноябрь 2021 года, доля Китая во внешнеторговом обороте России составила около 18%.

За последние восемь лет обмен товарами между двумя странами вырос практически вдвое. Однако это не значит, что западные санкции не влияют на логистику товаров из Поднебесной.

Рассмотрим проблемы, которые появились еще в пандемию, и те, что добавились поcле.

Почему возник дефицит морских контейнеров и к чему он привел

С проблемами при транспортировке грузов из Китая в российские порты наши логистические компании столкнулись еще до санкций, и причиной стала пандемия. Она вызвала дефицит порожних контейнеров, в которых товары пересекают море. Пандемия и, как следствие, остановка производства в Северной и Южной Америках и Европе и других странах приводили к тому, что грузы из Азии приходили в порты, выгружались, но не заполнялись в обратном направлении и копилась там в ожидании загрузки.