Материал раздела Основной

План Б: как подготовиться к «черным лебедям» через сценарный анализ

Вместо того чтобы реагировать на кризис, его лучше предусмотреть. Такую стратегию предлагает методика планирования под названием «сценарный анализ». Как она работает, рассказывает Максим Шишов, эксперт платформы управления маркетингом Marilyn
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Хотя во многих компаниях руководители думают, что у них есть стратегия, на деле они не столько управляют ситуацией, сколько реагируют на изменения. Сначала фирма выясняет, что не может добиться денег по договору, и лишь потом начинает детально вычитывать договоры. Сначала случается кризис, и только затем бизнес начинает сокращать издержки.

Проблема этого подхода очевидна. Вы получаете удар и пытаетесь от него защититься, хотя ущерб уже нанесен. Дополнительно ситуация усугубляется тем, что внезапные удары пугают и вызывают панику, что не способствует принятию верных решений. Альтернатива такому реактивному поведению — поведение проактивное, когда вы управляете обстоятельствами, а не наоборот.

Но как это сделать, если обстоятельства непредсказуемы и вы объективно от них зависите?

Тут поможет сценарный анализ. Его задача — предвосхитить события и выработать готовый план действий для разных ситуаций. Обладать даром предвидения при этом не требуется.

Как работает сценарный анализ